Источник

Крым

Таврическая губерния

Обителей мужских 8, женских 4.

Мужские обители

Балаклавский Георгиевский монастырь в Севастопольском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположилась на склоне скалы, величественно возвышающейся над уровнем Черного моря, среди пустынной местности, в 4 верстах от мыса Фиолента, в 7 в. – от Балаклавы, в 79 – от Ялты и в 12 – от уезд. г. Севастополя.

Мы удивляемся, напав на след какой-нибудь киевской или новгородской древности X века, но вот перед нами Георгиевский монастырь, который еще в 1891 г. отпраздновал тысячелетие своего существования.

Перед нами место, где около 3 тыс. лет тому назад возвышалось капище кровавой богини девственницы с убежищем жрецов и жриц, где тавры и скифы приносили своим богам в жертву застигнутых бурей      путешественников, – обезглавливали их и трупы бросали в море, а головы, как трофеи, нанизывали на шесты, – и где, наконец, впервые раздалась христианская проповедь Св. ап. Андрея Первозванного.

На пути своего апостольского шествия Св. Андрей ставил жертвенники, на месте которых впоследствии возникали христианские храмы, причем, во избежание разрушения их язычниками, храмы устраивались в горах, в лесах и в пещерах. Тогда-то была устроена в горе, около мыса Фиолента, и пещерная церковь, которая несмотря на самые неблагоприятные исторические обстоятельства, сохранилась до IX в. и послужила основанием Георгиевского монастыря.

Основание его относится к 891 году. В этом году таврические греки, во время своего плавания по Черному морю по торговым делам, были застигнуты у мыса Фиолента страшной бурей. Разъяренные волны несли их с неудержимой силой на скалистый берег.

Ввиду неизбежной гибели они с верой и молитвой воззвали к Св. вмч. Георгию Победоносцу.

Услышав сердечный вопль их, он явился на большом камне, в 70 саженях от берега, и по молитве его буря тотчас же утихла.

Погибавшие и спасенные от неминуемой гибели взошли на камень и там обрели икону вмч. Георгия, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на возвышенном морском берегу, близ места своего спасения и при древнем пещерном храме, монастырь во имя вмч. Георгия. Он сначала управлялся херсонскими епископами, затем с 1804 г. – епископами готской епархии, потом, когда Крым был покорен турками, он стал в зависимость от константинопольского патриарха, а в настоящее время, начиная с момента присоединения Крымского полуострова к русским владениям, монастырь находится в ведении Св. Синода.

Во время Крымской кампании 14 сент. 1854 г., в день храмового праздника, Георгиевский монастырь был взят союзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Но при этом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернения святыни, и когда Омер-паша со своей свитой хотел войти в храм для обозрения, они не впустили его до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия.

Благодаря своему красивому положению, монастырь охотно посещается путешественниками, которые считают своей непременной обязанностью полюбоваться на море и на великолепные прибрежные скалы. В 1818 г. 17 мая и в 1825 г. здесь был Александр I Благословенный, а в 1837 г. Николай I вместе с супругой Александрой Феодоровной, наследником Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной.

При праздновании тысячелетия существования обители на том камне, где в 891 г. явился Св. Георгий, был водружен крест с надписью о времени чудесного явления, а для восхождения на камень – высечены ступеньки.

В Георгиевском монастыре три храма с тремя приделами. Из них древнейший по постройке – пещерный, относящийся к IV в. и возобновленный при игумене Никандре в прежнем стиле. Второй храм – Крестовоздвиженский и, наконец, третий – Георгиевский, расположенный у подножия древней пещерной церкви и сооруженный в 1814 г. стараниями бывшего министра духовных дел кн. A.Н.Голицына.

Чудотворная икона Св. Георгия, явившаяся в 891 г., в 1779 г. из обители перенесена переселившимися греками и армянами в Мариуполь, в Харлампиев соборный храм. В монастыре же ныне находится только снимок с нее. Из других древностей в монастыре сохранилось несколько старинных картин, предметы церковной утвари, богослужебные книги и архиерейские облачения XI, XII, XVI и XVII в. Документы же в 1794 г. увезены в Константинополь.

Управление обители – игуменское. Проезд – на г. Севастополь, а от него 12 верст на лошадях по Ялтинскому шоссе.

Инкерманский Св. Климента монастырь в Севастопольском уезде. Эта обитель, прежде (до 1905 г.) бывшая киновией, расположена на отвесной скале, в 8 в. к юго-востоку от Севастополя, и основана на месте заточения Св. Климента, папы римского, в 1852 г. Иннокентием, архиеп. Таврическим.

В Инкерманском монастыре три храма. Один из них высечен в скале и освящен во имя Св. Климента, папы римского. Он открыт архиеп. Херсонским Иннокентием в 1852 г. и, разрушенный в Севастопольскую войну, возобновлен в 1867 г. При нем два придела – во имя Св. Мартина Исповедника и во имя Св. ап. Андрея Первозванного. Как ни древен этот храм, однако только его придел во имя Св. ап. Андрея Первозванного может быть отнесен ко времени Св. Климента. Это – старейший из всех храмов, находящихся в России, и своей древностью превосходит даже храмы грузинские. Второй храм каменный; построен в 1867 г. и освящен во имя Св. Троицы. Третий построен в 1894 г. и освящен во имя Св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Обителью управляет архимандрит.

Кизильташская Св. Стефана Сурожского киновия в Феодосийском уезде. Находится киновия в котловине, в урочище Кизильташ, близ местечка Судак, в 8 верстах от татарского селения Отуз, в 10 в. от моря и в 35 верстах от уездного г. Феодосии.

Киновия основана в 1851 г. двумя странниками, крестьянами Андросиком и Пантелеимоном.

Открыта она с благословения архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) в 1856 г.

В киновии два храма – теплый и летний. Первый из них освящен во имя св. Стефана Сурожского и построен на том месте, где была старая плетневая церковь св. Стефана Исповедника, епископа крымского в VII в., имевшего свое местопребывание летом в этой местности. Другой храм – Успенский.

Управление киновией находится в руках игумена.

Корсунский Богородицкий монастырь, в Днепровском уезде. Эта первоклассная общежительная обитель расположена в 40 в. от г. Алешек, недалеко от м. Каховки, на ровном и красивом месте, возле днепровского протока Каменицы. Основан монастырь с разрешения кн. Потемкина в 1787 г., а указом Св. Синода 1876 г. предоставлен в личное управление епархиального архиерея. Во главе его стоит наместник-игумен.

«Панагия» или Бахчисарайский Успенский скит в Симферопольском уезде. Этот нештатный общежительный скит расположен в очень живописной и дикой местности, в глубоком овраге. Он находится в 2 в. от заштатного города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик», в 4 в. от станции Севастоп. ж. д. «Бахчисарай», в 80 в. от губ. г. Симферополя и в 42 в. от черноморской пристани в Севастополе.

В настоящее время в Бахчисарайском Успенском скиту пять храмов: Успенский пещерный, возобновленный в 1850 г.; пещерный во имя Св. ап. и еванг. Марка; Свв. равноапп. Константина и Елены, с 1859 r.; вмч. Георгия Победоносца, с 1875 г., вблизи которого кладбище, и храм во имя Св. Иннокентия, с 1896 г., – в память арх. Инокентия, которому скит обязан своим существованием.

Скитом управляет игумен.

Анастасиевская киновия при Бахчисарайском ските. К скиту киновия приписана с 1858 г. и находится от него в 8 верстах, при р. Каче, в урочище Качкалион. Основана киновия архиер. Херсонским и Таврическим Иннокентием в 1851 г.

В ней два храма: один во имя Св. вмчц. Анашсіи Узорешительницы и другой – во имя Свв. мчцц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В киновии замечателен целебный источник, находящийся на высокой скале.

Подворье Бахчисарайского скита, в Симферополе. Пожертвовано оно дочерью коллежского асессора, девицей Елизаветой Берновой, в 1859 г. При нем церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Херсонесский Св. Владимира монастырь в Севастопольском уезде. Этот первоклассный общежительный монастырь находится в 2 верстах от уездного города Севастополя и расположен на месте древнего греческого города Херсонеса Таврического, от которого остались одни лишь развалины.

Основана эта обитель архиеп. Херсонским Инокентием. В 1848 г. он вместе с гр. Уваровым на городской площади Хорсонеса открыл несколько церквей. Одну из них, имевшую две крещальни, они признали за церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой, как говорит летописец, принял крещение вел. кн. Владимир. На этом месте, по определению Св. Синода от 4 мая 1850 г., преосвященный Иннокентий открыл общежительную киновию, а в 1853 г. освятил первый небольшой храм во имя Св. Ольги. На пустынном заброшенном месте, полном священным воспоминаний, откуда блеснул первый луч христианства для всей Руси, вновь раздались святые христианские песнопения! Но жестокая крымская война не дала архипастырю возможности продолжать начатое дело: киновия была разрушена, и на ее месте неприятель устроил свои траншеи и пороховые погреба. Уже после того, как неприятель покинул Крым, в 1857 г. был построен новый храм во имя 7-ми смчч. епископов херсонских, a в 1861 г. обитель возведена на степень первоклассного монастыря.

В монастыре ныне 4 храма. Главный соборный храм освящен во имя Св. равноап. кн. Владимира. Построен он по великолепному плану акад. Гримма и заложен 28 авг. 1867 г. собственноручно имп. Александром II. Он имеет крестообразную форму и выстроен из инкерманского камня, добываемого у Инкерманского монастыря, и стоит на массивных гранитных ступенях. Множество колонн итальянского мрамора и разноцветные стекла в окнах придают ему дивный и величественный вид. Находится он в верхнем ярусе и имеет два придела: правый – во имя Св. Александра Невского и левый – во имя Св. ап. Андрея Первозванного. В нижнем же ярусе расположен другой храм – во имя Рождества Пресв. Богородицы. Внутри его обращает на себя внимание стена, возвышающаяся аршина на два над полом и идущая справа и слева. Это – стана бывшего храма, где крестился Св. равноап. кн. Владимир. Она сложена из массивных камней, крепкая, точно литая. Наверху ее теперь во всю длину положена мраморная доска. В алтаре такая же стена и жертвенник остались от прежней церкви. На том месте перед иконостасом, где найдена купель, в которой крестился князь, положена темно-серая мраморная плита с таким же белым крестом, окруженная решеткой, а около нее стоит на постаменте ковчег с частицей св. мощей князя Владимира, пожаловавших в Херсонесский монастырь Императором Александром ІІ в 1859 г. из малой церкви Зимнего дворца. По обеим сторонам ковчега – два ставника для свечей. На этом великолепном      памятнике      красуется надпись: «Десницей Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым крсщением просветися, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси». Третий храм – во имя св. 7-ми смч. херсонских построен на месте разобранного прежнего храма того же имени и освящен 2 апр. 1861 г. Наконец, четвертый храм в честь Покрова Пресв. Богородицы домовый при настоятельских кельяхъ, построен ради чудотворной Корсунской иконы Богоматери, которою благословил возобновление монастыря после Крымской вопии архиеп. Иннокентий. Освящен он 4 июля 1863 года.

В память крещения Св. равноап. кн. Владимира по Высочайшему повелению установлен крестный ход из Севастополя в Херсонесский монастырь 15 июля.

При монастыре имеется гостиница. Обителью управляет архимандрит.

Женские обители

Алешковский Успенский монастырь, в Днепровском уезде. Эта нештатная общежительная обитель находится в Алешковский слободке, близ г. Алешек (Днепровска). Она основана в 1896 г. под именем женской общины, а в 1901 г. переименована в монастырь. Управляется игуменьей.

Катерлезский Георгиевский монастырь в Феодосийском уезде. Георгиевский монастырь находится в 4 в. к северо-западу от г. Керчи, на горе Катерлезе.

Основан он на том месте, где было в 1788 г. явление Св. вмч. Георгия Победоносца и где была обретена его икона. Архиеп. херсонский и таврический Иннокентий в 1857 г. открыл здесь мужскую обитель, которая с начала своего существования была приписной к Бахчисарайскому Успенскому скиту, но потом, по определению Св. Синода от 20 марта 1900 г., обращена в женский общежительный монастырь.

В нем один каменный храм во им Св. вмч. Георгия, построенный архиеп. Иннокентий в 1857 г., с приделом в честь Свв. Антония и Феодосия Печерских, устроенным в 1898 г. Монастырь имеет гостиницу для богомольцев и управляется игуменьей.

Космо-Дамиановский монастырь в Ялтинском уезде. Он расположился в 45 в. от Симферополя и в 18 в. от м. Алушты, под горою Чатырдаг, в глубоком горном ущелье, на высоте более 2 тыс. ф. над уровнем моря. Многие путешественники, посещающие Крымский полуостров, даже не подозревают о существовании этого поистине живописнейшего уголка нашего обширного отечества.

Дорога туда из м. Алушты пролегает сначала между дачами, татарскими огородами, виноградниками, фруктовыми садами и плантациями табака и, поднимаясь все выше, и выше в горы, становится чрезвычайно оригинальной: частые повороты ее то закрывают, то открывают чудную картину гор, из которых особенно отчетливо выделяются вершины Чатырдага и Екатерин-горы. Крутой подъем в гору идет около четырех верст среди букового леса по узкой дороге, местами огороженной от пропасти редкими столбиками. За перевалом около версты продолжается спуск; отсюда, где-то внизу, слышен шум горной речки – это быстрая Алма, берущая свое начало из самого сердца Крымских гор. На каждом шагу поросшие мхом камни, вырванные с корнем вековые буки, пересекающие дорогу горные ключи чрезвычайно разнообразный ландшафт. Наконец, дорога спускается в долину к самой Алме; еще три-четыре поворота, – и вы у ворот монастыря.

Здесь по воле архиеп. Иннокентия в 1856 г. игуменом Макарием была основана мужская киновия в честь бессребреников – братьев Косьмы и Дамиана, безвозмездно лечивших народ в Риме и ближайших к нему местностях и спасавшихся потом от проследования римского императора язычника Карина в Крымских горах. В 1898 г. эта киновия по указу Св. Синода была преобразована в женский общежительный монастырь. Он управляется игуменьей.

Топловский Параскевиевский монастырь в Феодосийском уезде. Эта нештатная общежительная обитель находится в 40 в. от у. г. Феодосии, в 70 в. от Симферополя и в 3 в. от большой почтовой дороги, ведущей из Феодосии в Судак, от которого до монастыря считается также около 30 верст.

Первые подвижницы этой обители рассказывали, что в 50-х годах прошлого столетия вся окрестность была занята непроходимыми лесами. В то время около источника Св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка Константина из Кишлава, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила 7 лет в пещере, тщетно отыскиваемая своею матерью. Долго здесь жила она одна, покрытая рубищем, питаясь скудным подаянием своих соседей-болгар. Она-то и положила в 1858 г. основание киновии при источнике Св. Параскевы. В 1864 г. по ходатайству Таврического епископа Алексия киновия была преобразована в общежительный монастырь, и в том же году 25 сентября освящен единственный, существующий и ныне, храм во имя прпмчц. Параскевы. Монастырь управляется «духовными советом», который состоит из трех лиц: старшей летами из постриженных монахинь, казначеи и благочинной.

На монастырской земле, на высоком, совершенно отдельном холме видны живописные развалины армянской церкви Св. Урпата. Они стоят здесь, как гласит армянская надпись над входной дверью, без малого 800 лет. Для археолога местность, окружающая монастырь, весьма интересна; в маленькой деревне Тошу находятся развалины другой армянской церкви того же времени, а в селении Ортолан, в 6-ти верстах от монастыря, хорошо сохранилась старинная греческая церковка.


Источник: Православные русские обители : Полн. ил. описание всех православ. рус. монастырей в Рос. Империи и на Афоне / [Сост. П.П. Сойкин]. - С.-Петербург : Книгоиздательство П.П. Сойкина, 1909. - 712, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle