издательство П.П. Сойкина

Источник

Кальвин Иоанн и Кальвинисты

Кальвин Иоанн и Кальвинисты – I. К. род. в 1509 г. в Пикардии, в гор. Нойоне, в семье небогатых городских обывателей. Вследствие ранней смерти матери, отец К. отдал его на воспитание дружественной дворянской семье Моммор, где он получил прекрасное образование. Отсутствие ласки материнской и жизнь в чужой семье выработали в нем суровый и мрачный характер и чрезмерную нравственную строгость. В 1523 г. для довершения образования К. поехал в Париж, в 1527 г. он получил место патера в Марвиле, в 1529 г. перешел в Пон-Левек. Под влиянием своего отца, рассорившегося с соборным капитулом нойонским, К. начал изучать юриспруденцию в универс. Орлеанском и в Бурже; после смерти отца, он занялся словесными науками. Под влиянием проф, Вольмара, приверженца Лютера, К. начинает заниматься богословием ив 1532 г. он уже издал сочинение Сенеки «О милосердии к кесарю Нерону» со своими комментариями, в которых осуждает неограниченную власть и тиранию. В 1533 г. К. сочинил для ректора парижск. унив. речь, которая по духу была протестантскою. За эту речь он пострадал, принужден был бежать тайком из Парижа и поселился на юге Франции. В 1534 г. он был подвергнут аресту, вызванному раздражением духовенства против него; но в это время К. проповедовал только умеренные реформы в церкви в духе гуманизма, которым тогда увлекались очень многие. 1534-ый год сам К. считал годом своего обращения; в октябре этого года многие протестанты подверглись преследованию за распространение антипапских памфлетов, многие из них эмигрировали, в том числе и К., выехавший в Базель. Здесь он стал подготовлять свое главное богословское сочинение «Наставления в христианской вере», долженствовавшее представить систематическое изложение протестантск. учения. В общем К. проводил в нем взгляд на устройство церкви демократический. Ко времени приезда К. в Базель, реформация широко развилась в Швейцарии под влиянием идей и проповеди Цвингли. Закончив свое сочинение, побывав в 1536 г. в Италии, К. заехал на несколько дней в Женеву и остался здесь жить. Женева в 1532 г. освободилась от подчинения Савое и в 1535 г. стала реформатским городом. Городской Совет предложил К. читать в соборе св. Петра объяснения Св. Писания; в 1537 г. К. и Фарель сочинили проект правил церковного устройства в Женеве, в котором проводилось обособление церковной власти от гражданской и главенство первой над второй и представили его в Совет вместе с «Исповеданием» и Катихизисом. Совет, несколько урезав и дополнив проект, принял его и стал отбирать присягу у жителей, принявших «Исповедание»; не присягавших изгнали из города, но это возмутило народное вече и выбрано было новое правительство, не сочувствовавшее К. и Фарелю, приказавшее им не вмешиваться в политику и дела магистрата, а только проповедовать Евангелие. Кроме того, Новый Совет принял бернский регламент о церковн. обрядах. К. резко восстал против Совета, назвав его «диавольским сборищем», в результате все проповедники и К. были изгнаны Советом из города и К. уехал в Страсбург, где уже 10 лет назад была введена реформация и община держалась примирительного направления, под влиянием котор. К. выставил идею всемирной церкви. Тогда он познакомился с германской реформацией, отдал предпочтение Лютеру перед Цвингли, стал принимать деятельное участие в герм. реформе, был участником вероисповедных совещаний 1539, 40 и 41 г.г. По своим политическим убеждениям К. был республиканец, склонный к демократии, но не к полной, которую осуждает, как и монархию. Идеалом государства для него служило царство теократическое, наподобие ветхозаветного еврейского, но он был меньше государственным деятелем, нежели церковным реформатором. Для него церковь важнее государства и должна главенствовать, на практике ему удалось осуществить свой идеал только отчасти. К. больше тяготел к Ветхому Завету, нежели к Новому и домогался восстановить библейское христианство и церковь первых веков, но ему не удалось выполнить эту задачу из-за чуждого библейскому христианству рационализму, односторонней рассудочности и пренебрежения ко многим потребностям религиозного чувства. В отрицании церковной обрядности К. пошел дальше Лютера; в реформатских церквах нет ни алтаря, ни престола, никаких священных изображений нет даже распятия, допущенного лютеранами. К. обладал выдержанным характером, ясным, твердым и логичным умом, был нравственно суров, постоянен во взглядах и строг в мыслях и делах, вставал около 5 ч. утра и трудился до полуночи. Он ежедневно проповедовал, писал сочинения, вел обширную переписку, заседал ежедневно в консистории, в конгрегации пасторов и проповедников и вообще много и долго трудился. У него был строгий и проницательный взор, высокий и чистый лоб, длинная гладкая борода и бледное, худощавое лицо. Умер К. в 1564 г., истощенный трудом и болезнями. Главнейшие особенности учения К., отличающие кальвинизм от других христианск. исповеданий, это 1) учение о безусловном предопределении – вечное решение Божие участи отдельных людей, по которому одни, только по благоволению Божию и без внимания к их делам, предопределены к жизни, а другие к осуждению, 2) учение о евхаристии, по которому хлеб и вино суть только видимые знаки, символы тела и крови Христа – в этом К. согласен с Цвингли; с другой стороны, он утверждает, что верующий, действительно приобщается тела и крови Христа и Христос сообщается вкушающему хлеб и вино Своим Духом или своею силою. Учение К. о евхаристии вызвало ученую полемику между ним и лютеранами. Желая объединить все протестантские церкви, К. устроил по вопросу о причащении соглашение своего учения с учением цвинглиан, известное под именем «Тугуринского соглашения». Это оглашение было принято всеми реформатскими общинами. В Швейцарии и др. странах учение о евхаристии не отделяло уже цвинглиан от кальвинистов, но зато это соглашение вооружило против К. и его сторонников лютеран. Борьба с их стороны скоро сделалась яростной и проявилась не только в сочинениях, но и в неприязненных действиях. Несмотря на все старания, К. не удалось объединить лютеран с реформатами. Кальвинизм, кроме французской Швейцарии, распространился в Голландии и среди буров; имеются кальвинисты и в Англии, Франции, Америке; в Польше и Литве, где им покровительствовал Сигизмунд-Август и князь Николай Радзивилл, кальвинизм быстро развился, но потом после упорной борьбы против него католиков и иезуитов, ослабел. В России кальвинистов мало, главным образом, имеются в больших городах.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle