издательство П.П. Сойкина

Источник

Кирик и Кирика Вопрошение

Кирик и Кирика Вопрошение – произведение XII ст., приписываемое Кирику; Савве и Илье. Оно состоит из трех частей: 1) приписываемая К. назыв. «се есть впрошание Кюриково, еже впроша еписк. ноугородьского Нифонта и инех» 2) главы Савины и 3) Вопрошание Ильино. Первый был иеродиаконом доместиком монаст. препод. Антония, а потом иеромонах и умер в 1155 г., второй был духовником и белым священником, третий – священ. у новгород. архиеписк. Власия. Все они, а особенно Кирик, были выдающимися образованными людьми своего времени. Кирик усердно интересовался различными вопросами, распоряжениями владыки и если встречал какую-нибудь недоуменную вещь, сейчас же отправлялся к архиеп. Нифонту за разъяснением и часто ответы его записывал. Иногда он вступал в спор, доказывал свою точку зрения и, бывало, правильно рассуждал о многих вещах. Из этих бесед К. с еписк. и другими лицами он оставил свое Вопрошание, т. записки в памятной книжке, касающиеся деятельности духовника. Он рассуждает о сущности нравственности верующего человека, о человеческом грехе и о способах избавления от него. Сущность нравственности К. видит в том, что человек оскверняет святыню церкви своей плотью и потому должен искоренять эту скверну мерами, указанными в церковных нормах. Таким образом, Кирик видит человеческий грех в нечистоте, в употреблении человеком пищи и отношении его к женщинам. Женщина, по Кирику, сосуд нечистоты, который оскверняет своим прикосновением, супружество лишь терпимое зло. Пища также скверна, особенно мясо, молоко и от нее нужно очищаться постом, а перед приобщением св. Тайн о ней даже и думать нельзя. Вот почему служитель Божий, священник должен почаще налагать на себя епитимию, воздерживаться побольше от пищи и удаляться от женщины. Затем, как средство избавления от греха, служение литургий, причем 10 литургий могли заменить 4 епитимии, 20 л. – восемь месяцев, 30 заменяли год и т. д. Что касается внутренней стороны нравственности, она мало занимала К. Требования совести и проч. он предпочитал заменить христианину лишь требованиями физической чистоты. Идеал поведения заключается лишь в том, чтобы не осквернять самого себя и святыни. Его взгляды усвоили многие духовн. лица того времени, из которых известны протопоп Аввакум и Иосиф Волоколамский.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle