издательство П.П. Сойкина

Источник

Эфиопская церковь

Эфиопская церковьцерковь в Абиссинии. Эфиопская церковь исповедует монофизитство и распадается на несколько толков, при чем некоторые из них близко подходят к православию. Учение Э. церкви излагается в двух официальных символических книгах: «Сиподос» – сборнике апостольских и соборных постановлений и богословских монофизитских трактатов, и «Вере отцов» – сборнике свидетельств в пользу монофизитского учения, по большей части подложных, якобы сохранившихся от отцов и учителей церкви за период от времен апостольских до патриарха Христодула (1050–78). Богослужебные книги заимствованы частью у коптов, частью же туземного и иного происхождения. Вообще, Э. церковь отличается чрезвычайным богатством богослужебных текстов и песнопений. Ежедневные службы – те же, что в православной церкви; Э. церковь признает и те же 7 таинств. Посты по времени продолжительности и строгости одинаковы с коптскими и близки к православным. Характерно необычайное изобилие праздников. Э. церковь не пользуется автокефальностью, а подчинена коптскому патриарху, который назначает для управления ей митрополита («папас», «Абуна» – «отец наш»), а иногда и других епископов. Но фактически управление церковью находится в руках архимандрита дабралибаносской братии («эчегге»), Большое влияние на церковные дела имеет царь. Характерно, что духовенство, служащее не принимает участия в управлении, и главная роль принадлежит лицам, не имеющим священного сана. Так напр., благочинные («ликакахнаты») – духовного звания, но не имеют священного сана. Причты церквей чрезвычайно многочисленны; при некоторых церквах насчитывается несколько священников и диаконов. Кроме того, при церквах группируются начетчики («дабтара»), не принадлежащие к духовенству; они заведуют обучением, перепиской книг, пением и играют важную роль в управлении церковными имуществами. Монастырей очень много. Слабой стороной Э. церкви является то, что она, стремясь к строгому соблюдению обрядовой стороны, не обращает внимания на проведение в жизнь начал христианской нравственности. Следствием этого является необычайное развитие суеверий и низкий нравственный уровень масс. В виду этого одно время большой успех имели католические миссионеры, так что при царе Сиссинии (1607–32) государство было признано католическим. Но недовольство широких слоев населения побудило Василида (1632–67) – изгнать католиков. В настоящее время, католические миссионеры совершенно не допускаются внутрь Абиссинии и действуют преимущественно в итальянской Эритрее. Протестантская пропаганда совершенно не имеет успеха.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle