Казанский собор в Петербурге.
Казанский собор в Петербурге. Императрица Анна Иоанновна, питая особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери, приказала построить на углу Невского проспекта и Мещанской (ныне Казанской) улицы новую церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы. Храм был построен вдоль линии Невского проспекта, с двумя приделами: 1) Иоанна Богослова и 2) Антония и Феодосия, и к освящению его перенесена икона Казанской Божией Матери из Троицкого собора (что на Петербургской стороне). Когда, от времени, начали показываться, мало-помалу, разные повреждения в храме, Император Павел Петрович издал в 1800 году повеление построить новый Казанский собор. Закладка храма последовала 21 августа 1801 года в присутствии Императора Александра I, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и других лиц Августейшего семейства. Торжество освящения построенного собора происходило 15-го сентября 1811 года, также в Высочайшем присутствии, с подобающим великолепием. Казанский собор в настоящее время представляет величественное здание, построенное по образцу собора св. Петра в Риме. Он имеет форму креста. Восточная часть его оканчивается полукруглым выступом, на котором поставлена икона Казанской Божией Матери, писанная академиком Тюриным. Остальные стороны украшены портиками, а к северному портику, со стороны Невского проспекта, примыкает колоннада, выступающая концами дуги на площадь. Все наружные колонны Коринфского ордена, сделаны из пудожского камня, весом – круглая до 1750 пуд. каждая, квадратная до 2600 пуд., пилястры до 1300 пуд. Круглых колонн с западной стороны 12, с южной 20, с северной 20, в портике и 82 в колоннаде. Между концами колоннады, по прямой линии 40 саж. У концов колоннады, с внутренней стороны, поставлены два пьедестала из сердобольского гранита в 7808 п. каждый. Здесь прежде стояли алебастровые фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Чугунные базы под колоннами весят по 75 п. каждая, они сделаны на казенных заводах. Кроме восточной, все стороны собора украшены барельефами, работы известных художников. Содержанием их служат события из жизни Пресвятой Богородицы. В стенных нишах, с северной стороны собора, находятся четыре бронзовых изваяния свв. Иоанна Крестителя, Апостола Андрея Первозванного, кн. Владимира и Александра Невскего, исполненные по моделям Пименова и др. русских художников. Средние входные двери (флорентийские врата) отлиты из бронзы по образцу дверей Флорентийского собора. На них с каждой стороны по пяти барельефов, изображающих события священной истории; каждое изображение, кроме того, окружено барельефами же, головками по углам и полными фигурами посредине. Таковых барельефов 41. Над дверями два бронзовых изображения ангелов, с канделябрами между ними: над другими входными дверями таковые же ангелы каменные. Внутри Казанский собор украшен гранитными колоннами и пилястрами, также Коринфского ордена, с бронзовыми капителями и базами. Колонны были привезены с казенных гранитных ломок из Финляндии и каждая в отделке стоила 1150 руб. и весила 1477 пуд; при 15,4 арш. в вышину и 1,5 арш. в диаметре основания. Гранитная колоннада идет от подкупольных столбов к главному алтарю, Голгофе и к выходным главным дверям. Пол собора из олонецкого и финляндского мрамора. Иконостас у главного алтаря собора славится своим богатством и художественной отделкой. Он весь покрыт серебром и представляет «усердное приношение Донского войска». Д, казаки отбили 40 пудов серебра у французов, заключавшегося большею частью в церковной утвари, награбленной неприятелем из русских же храмов и, таким образом, по словам Кутузова, они возвратили Богу похищенное из храмов Его сокровище. К этому было прибавлено еще до 60 пудов металла. Обложение серебром придельных иконостасов сделано позднее. В иконостасе четыре колонны из сибирской яшмы – подарок Кабинета Его Величества. Над царскими вратами – сияние с изображением слова «Бог», составленного из дрегоценных камней. Царские врата и баллюстрада сделаны из серебра. Художественной отделке иконостаса соответствуют и поставленные в нем образа, написанные известными мастерами – художниками Петербургской академии. Из прежней церкви в главном иконостасе стоят только два образа: 1) чудотворный образ Казанской Божией Матери – главная святыня собора, перенесенная Петром Великим из Москвы в свою новостроящуюся столицу и 2) образ Спасителя. Из запрестольных образов особенно замечательны: «Взятие на небо Богоматери» – Брюлова, «Введение во храм» – Басина и «Покров Пресвятые Богородицы» – Бруни. На престоле стоит художественной работы дарохранительница, в форме храма. Она сделана из яшмы, агата, топаза и др. сибирских камней; крест составлен из десяти алмазов. Священный сосуд из кости, янтаря и дорогих металлов, собственных трудов Императрицы Марии Феодоровны. Напрестольное Евангелие, украшенное дрегоценными камнями, составляет дар Импер. Елизаветы Петровны. В нише южной входной двери устроена Голгофа в память 17 октября 1888 года. Над Голгофою находится барельеф, изображающий «несение креста», поставленный еще при построении собора. Таковой же барельеф: «Взятие И. Христа воинами в вертограде» помещается над северным входом. На площади, перед собором, находятся памятники Кутузову – Смоленскому и Барклаю-де-Толли, сооруженные по повелению Императора Александра Блегословенного. Фигуры обоих полководцев отлиты из темной бронзы и утверждены на высоких пьедесталах из гранита. Между памятниками, перед собором, разбит небольшой красивый сквер с фонтаном.