издательство П.П. Сойкина

Источник

Убежища

Убежища на Востоке. – Древнейшие обстоятельные постановления об убежище находим в Моисеевом праве. Целью их было провести практическое различие между умышленным и невольным убийством; невольный убийца находил безопасность у алтаря скинии; умышленный же убийца должен был взять оттуда для казни. Алтарь иерусалимского храма также был убежищем; искавший· защиты хватался за рога жертвенника»; отсюда выражение «рог спасения». В финикийских храмах также существовали «рога» на жертвенниках. В Египте, по указаниям Геродота, устья Нила служили убежищем. В средние века христианский храм является убежищем довольно долго. Значение убежища в варварских государствах было велико, с принятием христианства У. теряло свое значение, так как некоторые папы отрицательно относились к праву церковного убежища для тяжких преступников, во вторую половину средних веков распространились смешанные убежища и чисто светские. Классическим типом смешанного церковно-светского убежища являются, так называемые, французские «спасенные места» – это продукт первоначального представления о религиозном убежище. В смутное время феодальной анархии такими убежищами служили монастыри. В XI в. появился новый тип убежища, в котором преобладал светский элемент. Такими убежищами были села или замки, основанные светскими баронами и поставленные под покровительство какого-нибудь святого или патрона ближайшего монастыря. Таким образом, такие места быстро заселялись и образовались города, Человек, который совершил преступление, достигши эти селения или города, избавлялся от наказания.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle