издательство П.П. Сойкина

Источник

Спасение.

Спасение. Многочисленны, разнообразны и неисповедимы пути естественного промышления Божия о роде человеческом. Но действиями естественного способа промышления Божия не искореняется сила греха, проникшая все существо человека, не уничтожаются и следствия оного. Если бы Бог ограничился только такими действиями Своего промышления, то зло, конечно, не могло бы совершенно восторжествовать над добром и сокрушить его на земле, но и само никогда не могло бы, даже при всех усилиях к тому самого человека, быть искоренено. Греховность в человеке не есть какое-нибудь временное или случайное направление жизни, подобное привычке, которая может быть и не быть, но глубокая порча или растление природы, получаемое человеком вместе с бытием, с душою и телом, и усиливаемое личною греховностью. А без сокрушения греховной силы в человеке, грех навсегда бы оставлял его под тяжестью суда и гнева Божия, в удалении от Бога и в темной власти диавола. Вместе с сим и установленные Богом, как спасительные врачества против греха, внешние бедствия (физическое зло) и смерть, полагающая предел греху, навсегда являлись бы уделом человечества. Уврачевать человеческую природу, но без разрушения человеческой свободы, искоренить зло ее существа или, что тоже совершенно, обновить и воссоздать человека, воссоздать и примирить его с Богом, возвратить ему бессмертие, потерянное грехом, уничтожить и все пагубные следствия греха во внешнем мире, т. е. возвратить миру совершенства, отнятые у него проклятием, возвести его в первобытное состояние красоты и благолепия, все это возможно и мыслимо совершить только особенными, чрезвычайными или чудесными действиями промышления Божия о человеке. Премудрый и Всеблагий Бог не восхотел оставить падшего человека на безвозвратную погибель, в жертву вечной смерти и злу. Он определил избавить его от осуждения, спасти его, но способом, не лишающим падших употребления дара свободы. Совокупность благодатных действий Бога, как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти (искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями) называется божественным домостроительством (οίκονομία, в ц.-слав. Библии – смотрение, напр. Еф. 1, 10; 3, 2. 9; Кол. 1, 25) человеческого спасения. Ясное созерцание тайн домостроительства недоступно и светлым бесплотным умам (1Петр. 1, 12), тем более помраченному грехом уму человеческому. Однако тайна эта не совершенно недоступна и человеческому разумению. Слово Божие открывает нам премудрость домостроительства в такой мере, в какой, конечно, находит это для нас необходимым и спасительным. Сущность великой тайны домостроительства, насколько она открыта нам, состоит в следующем. Бог от вечности, по бесконечной любви Своей, по определению предвечного совета Пресвятой Троицы, благоволил избрать чрезвычайное средство к спасению падшего человека чрез единородного Сына Своего и животворящего Духа Святого. Обетование о спасении Он благоволил дать людям тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей и в течение веков приготовлял их к принятию Искупителя и свободному усвоению плодов искупления. Егда прииде кончина лета (полнота времени), единородный Сын Божий по воле Отца благоволил нас ради и нашего ради спасения воспринять в единство Своей ипостаси человеческое естество, воплотиться от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечиться и совершить дело искупления рода человеческого от осуждения на вечную смерть, дав возможность и право для всех людей быть чадами Божиими и наследниками Его царствия. Дух Святой, ниспосланный от Бога Отца, искупленным по заслугам Сына Божия, пребывая неразлучно с верующими, вселяясь и в самые души покорных Искупителю, силой Своей благодати прилагает и усвояет людям спасительные плоды искупления, совершенного Сыном Божиим. Для той же цели совершения в душах верующих дела спасения и приведения их в царство Божие – основана воплотившимся Сыном Божиим церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства (таинства) и в которой члены, подвизаясь совокупными силами в деле общего спасения, могут успешнее совершать оное и достигать жизни вечной. Таковы основные черты богооткровенного учения, содержимого Православною церковью (никео-царегр. симв. в.), о тайне домостроительства человеческого спасения, иначе – об особеннейших действиях Промысла Божия о падшем человечестве, преимущественно в условиях настоящей, земной жизни человека. Завершение же тайны домостроительства имеет последовать по втором пришествии Христовом, кончине мира и всеобщем воскресении мертвых.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle