издательство П.П. Сойкина

Источник

Славословие великое, Слава в вышних Богу.

Славословие великое, Слава в вышних Богу. – «Слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение»: так торжественно прославляли Бога Ангелы, при рождении Спасителя. Так ежедневно прославляет Триипостасного Бога православная церковь в конце утреннего своего богослужения и Славословие это есть одна из древнейших христианских песней, известная в церкви с самых первых веков. В постановлениях апостольских она уже читается почти в (том самом пространном составе, в каком поем ее ныне, и там же она называется утреннею песнею. На нее, по мнению некоторых, указывает Плиний Младший в письме своем к императору Траяну. «Они имеют обыкновение, писал он Траяну о христианах, в известный день, пред рассветом, собираться вместе, и поют между собою хвалебную песнь Христу, как Богу, и обязуются клятвою не на преступления, а к тому, чтобы не производить ни воровства, ни грабительства, ни прелюбодеяния, не нарушать своего слова, ни запираться, когда нужно возвратить, что им вверено». Ее повелевает петь каждое утро св. Афанасий александрийский. «В утреннее время, советует он девицам, произносить сей псалом: «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе душа моя»; а пред рассветом: «Благословите вся дела Господня Господа; Слава в вышних Богу, и на земли мир! в человецех благоволение: хвалим Тя, благословим Тя, кланяемся Ти, и пр. Эту песнь единодушно, по словам Златоуста, каждую утреню, пели монашествующие его времени. Кто первый составил сие славословие, не известно. Самый предмет этой песни хвала родившемуся Спасителю мира, хвала Церкви, для которой родился Спаситель, показывает, что ее не могли не петь при Апостолах.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle