Святейший Синод.
Святейший Синод. Святейший Синод учрежден в 1721 году. Причины замены патриаршего управления синодальным указанны в Духовном Регламенте и состоят, между прочим, в следующем: 1) истина гораздо лучше может быть разузнана несколькими лицами, нежели одним; 2) определения и решения власти соборной авторитетнее, чем решения власти единоличной; 3) в случае каких-либо неотложных нужд или болезни и смерти единоличного правителя, дела могут останавливаться; собор же может вести дела безостановочно; 4) решения нескольких лиц гораздо беспристрастнее, чем одного лица; 5) сильным мира труднее влиять на несколько лиц, чем на одно лицо; 6) простой народ, по невежеству, может смешивать единоличную церковную власть с монаршею и, в случае пререканий между этими властями, может стать на сторону патриарха; к тому ж сосредоточение церковной власти в лице одного иерарха может возбуждать в сем последнем надмение; 7) Синод может судить своих собственных членов (в том числе и первенствующего члена); для суда же над единоличным правителем необходимо было призывать восточных патриархов, что сопряжено с большими затруднениями и издержками; наконец, 8) синодское управление составляет как бы некоторую школу духовную: лица, заседающие в Синоде, могут постепенно научиться духовной политике и «приобретать повседневную опытность к лучшему управлению Домом Божиим». Особенность нашего Св. Синода, в сравнении с синодом прочих церквей (кроме новогреческой, согласной в этом отношении с нашею церковью), состоит в том, что он, по своей власти, равен каждому из восточных патриархов, которые называют его своим «возлюбленным о Господе братом», тогда как синоды восточных церквей составляют собою только вспомогательные и подведомые местным патриархам учреждения. Св. Синод в первоначальном своем виде состоял из 11 лиц: президента (митрополита рязанского Стефана Яворского), двух вице-президентов, четырех советников и четырех ассесоров; в числе их были: архиереи, архимандриты, игумены и городские протоиереи. Чтобы не стеснять свободы в подаче мнений, в члены Синода не избирались настоятели монастырей и протоиереи одновременно с их епархиальными архиереями. По смерти Стефана Яворского (1722 г.), не было назначено нового президента, и с 1726 года все присутствующие в Синоде стали называться просто «Членами Синода», причем занимали места по старшинству своих епархий и монастырей. На основании же штата 1763 года, в Св. Синоде присутствовали: три архиерея, – из которых один носил звание первенствующего, – два архимандрита и один протоиерей. Наконец, по штату 1819 года 9 июля, в Св. Синоде положено быть семи лицам. В настоящее время в состав Св. Синода входят как действительные члены его, которые удерживают за собою это звание даже в том случае, когда не присутствуют в заседаниях Св. Синода, так и только временно присутствующие в нем, для чего они каждый раз вызываются из своих епархий по Высочайшему повелению, без присвоения им звания членов Св. Синода; по таковому же повелению, они и увольняются в свои епархии. Святейший Синод есть высшее церковное правительство в России. Действуя на основании «Закона Божия, в Священном Писании предложенного, а так же канонов, или правил соборных, святых отец и уставов гражданских, слову Божию согласных» (Дух. Регл.), он имеет право издавать определения и узаконения по делам веры и Церкви и дополнять ими Духовный Регламент, представляя свои определения, в потребных случаях на Высочайшее утверждение непосредственно. В пределах Русской православной церкви постановления и распоряжения Синода обязательны как для пастырей, так и для пасомых. В общей же системе государственного управления Святейший Синод уравнен, при учреждении своем, с Правительствующим Сенатом. Ведению Святейшего Синода подлежат: охранение чистоты христианской веры и нравственности, искоренение суеверия и расколов, свидетельствование чудотворных мощей, св. икон, сказаний о святых, рассматривание духовных сочинений, наблюдение за церковным управлением в епархиях, избрание епископов и духовных властей, разрешение их недоумений, суд над ними по жалобам на них, высшее наблюдение за поведением духовенства и за соблюдением церковных законов мирянами и за религиозным их образованием, решение дел о действительности и законности браков и о расторжении их, наблюдение за строением церквей и монастырей, забота о духовном просвещении и материальных средствах церквей и причтов, а также каноническое сношение от имени всей русской Церкви с другими православными автокефальными церквами. В качестве представителя государственной власти в Св. Синоде состоит Обер-прокурор. Вскоре по учреждении Св. Синода последовало Высочайшее повеление (11 мая 1722 г.) о том, чтоб «в Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената» (Полн. Собр. пост. и распор. по вед. прав. исп., т. 2, стр. 266, № 609). В Высочайше утвержденной (13 июня 1722 года) инструкции обер-прокурор называется «оком Государя и стряпчим по делам государственным». Ему повелено «накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершались, но самым действом по указам исполнялись». В случае решений Синода, несогласных с государственными законами и интересами, обер-прокурору предоставлено право заявлять в Синоде же протест, а в случае неуспеха, остановить дело и немедленно доносить о том Государю (Инстр. §2). Он является ответственным пред одним Государем. Первоначально власть обер-прокурора имела почти исключительно наблюдательный характер в отношении к синодальному делопроизводству; но когда, с учреждением
в начале нынешнего столетия «министерств», обер-прокурор не был подчинен ни одному министру, положение его стало постепенно делаться независимым. В 1824 г. обер-прокурору предоставлены были министерские права в сношении по делам греко-российского исповедания, а с 1835 года он приглашается в Государственный Совет (т. I, гл. III. ст. 38) и Комитет (после Совет) Министров для нужных объяснений по делам ведомства Св. Синода (Св. 3. т. I, Учр. Ком. Мин., ст. 17). Вследствие усложнения обер-прокурорских дел, в 1865 году (13 дек.). Высочайше утверждена особая должность товарища обер-прокурора Св. Синода с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. – По установившейся доселе практике синодального делопроизводства, обер-прокурор Св. Синода: а) просматривает все протоколы определений Св. Синода; б) представляет Государю от имени Синода доклады и объявляет Синоду Высочайшие повеления, касающиеся духовного ведомства; в) сносится по делам этого ведомства со всеми центральными государственными учреждениями (кроме Сената) и представителями этих учреждений; т) ежегодно составляет и представляет Государю отчеты по духовному ведомству; д) заведует всеми вспомогательными Св. Синоду учреждениями, каковы: Канцелярия Св. Синода, Хозяйственное управление, Контроль, Синодальные Конторы, Учебный Комитет и синодальные типографии и, как заведующий особыми управлениями, имеет право, предварительно Высочайшему утверждению, замещать вакантные в них должности до V-го класса включительно, кроме назначения обер-секретарей и секретарей Св. Синода, а равно и секретарей дух. консисторий, определяемых Св. Синодом, по избранию и предложению обер-прокурора; е) распоряжается назначением пенсий, пособий, и наград по духовно-учебному ведомству и имеет свою собственную Канцелярию (Высоч. учрежд. 1 марта 1839 г.). При обер-прокуроре состоят: юрисконсульт, его помощник и чиновники особых поручений.