Святотатство
Святотатство – имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности св. храма. Заключает в себе два момента: корыстную цель вообще, свойственную имущественным посягательствам и оскорбление религиозного чувства верующих. Из-за этого происходит различие взглядов на С.; в одном случае, как на деяние, относимое к области религиозных посягательств, а в другом, как на разновидность имущественных посягательств. По римскому праву понятие Sacrilegium означало похищение церковных вещей вообще, если даже и не из священного места, и посягательство на религиозное чувство. Каноническое право расширило это понятие и подразделило его на три вида С: 1) sacrilegium personale – посягательство на священнослужителей; 2) locale – нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест и 3) reale – Это понимание С. перешло и в светское законодательство. В настоящее время во всех западных кодексах С. рассматривается как квалифицированное похищение имущества, а в старом русском праве церковная татьба» относилась к посягательствам на имущество. В 1669 г. С. получило характер религиозного преступления в статьях о следствии, суде и наказании лиц духовного звания; этот взгляд был воспринят сводом уголовных законов; его же держалось действовавшее до 1903 г. уложение о наказаниях. Новое уголовное уложение возвращается к воззрению старого права; по определению 219 ст. улож. о нак. «С. признается всякое похищение церковных вещей и денег как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других постоянных и временных церковных хранилищ, хотя бы они находились и вне церковного строения». По способу действия старое уложение различало насильственное ограбление, похищение со взломом и похищение без взлома; по роду места – похищение из церкви или ризницы, из часовни или другого хранилища и из частного дома или другого места, по свойству похищенного – похищение предметов священных, перечисленных в ст. 221, похищение вещей, освященных употреблением при богослужении и похищение церковных денег, свечей, еще поставленных к образом и др. не освященных употреблением при богослужении вещей. Соответственно такому различию видов С., и установлена была карательная система. Новый проект исключает из понятия о С. похищение церковных денег и неосвященных предметов. Субъектом С. может быть лицо всякого вероисповедания, а объектом имущество христианских церквей. Мошеннический способ деетельности в понятие С. не входит, и от субъекта требуется корыстное намерение овладеть церковным имуществом.