Католическая церковь
Католическая церковь – название это означает: церковь вселенская, в отношении ко всему христианскому миру. Это название после разделения церквей относилось только к Западу, делаясь теперь синонимом – латинской, римской, западной: Во главе К. церкви стоит папа, считающийся единым праведным наместником Христа – первым епископом. Папы имели, не только власть духовную, но и светскую, созданную исторически, это после не раз приводило к продолжительной борьбе пап с королями. Кульминационного пункта достигла она с признанием непогрешимости папы в делах веры. Около папы находятся кардиналы, которые образуют особую римскую курию, которой принадлежит рассмотрение всех церковных и государственных дел, и курия также избирает при надобности (т. е. после смерти одного) нового папу. За пределами Италии высш. дух. власть принадлежит нунциям папы. В основании отличительных признаков кат. учения лежит преувеличенное представление о заслугах человека перед Богом, о том, что человек в силах исполнить закон Божий и бороться с грехами, и даже достичь большего – но это вместе с тем является некоторым умалением заслуг и дел Спасителя; кроме того, нравоучение кат. церкви – считает завет Бога с человеком, как нечто юридическое, признавая чуть не равноправие сторон. Такие и многие другие еще отклонения от истинно-христианской веры и привели к разделению церквей, разрозненных еще политическим антагонизмом. Папы пользовались в делах веры широкими полномочиями и обширными средствами подчинения непокорных – интердиктами, и появившеюся в средние века инквизициею. Богослужение устроено так, что старается как можно яснее во вне выразить ту идею, ради которой оно установлено и совершается, так что, таким образом, получается господство внешнего блеска, формы над внутренним его содержанием. Различие р.-к. от православия в догматах следующее: оно закл. в учениях, 1) об исхождении Св. Духа и от Сына Божия; 2) о неприкосновенности греха к природе Богоматери; 3) о главенстве папы в церкви Христа; 4) о добрых поступках человека, как заслугах пред Богом, и что можно сделать больше добра, чем должно; 5) о сокровищнице сверхдолжных заслуг; 6) о возможности вменять заслуги одного человека другому; 7) о возможности полного личного удовлетворения за грехи как в настоящей, так и будущей жизни; 8) о возможности избавиться от такого удовлетворения посредством, т. н., индульгенции; 9) о римском епископе-папе, как непогрешимом судье в делах веры и нравственности. В других вопросах то же существуют известные различия в учении католической и православной церквах, но они большею частью не столь существенны. Так, в вопросах о таинствах различия сводятся только ко внешним их проявлениям. Несмотря на появление в кат. разных сект и разные другие отпадения верующих от католицизма – число исповедующих его довольно велико, насчитывая больше, чем в других христ. исповеданиях.