Катехизисы русские
Катехизисы русские и вообще символические книги русской православной церкви, т. е. свидетельствующие об истинах православной церкви. Главными из этих книг являются «Православное исповедание"-Петра Могилы и Пространный Христианский Катехизис – митр. Филарета, из других замечательны: 1) Большой Катехизис Лаврентия Зизания, представляющий (собою книгу, содержащую вопросы и ответы на «их, касающиеся веры. Этот К. был назван Большим в отличие от Малого, написанного около 1649 г.; автором Больш. был ученый юго-западной Руси – Лаврентий Зизаний Тустановский, напечатание труда которого последовало в 1627 г. под присмотром мит. Филарета, во второй раз тот же труд появился в 1783 году. Б. Кат. излагает учение о вере, содержащейся в «Символе веры», о надежде – в Молитве Господней, и любви – в Десятисловии. Он появился по насущным потребностям бороться с проникающим в Русь католицизмом и протестантством, и кроме того для борьбы с появившимися к тому времени множеством ложных и извращенных учений. Труд этот признан однако неудачным. 2) Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной, автором которого явился известный Петр Могила, и давший сей труд в 1640 г. и для большей уверенности в правильности высказанных в нем истин православной веры, отправивший его на рассмотрение восточных патр.; хотя труд б. напеч. до получения отв., но признан верным, что и засвидетельствовано многими их (патриархов) подписями. Причина его издания – борьба с появившимися книгами католиков и протестантов, старавшимися насадить свою веру. В России он (Б. К.) появился Е 1696 г. после выхода издания его в 1662 г. в Амстердаме, благодаря стараниям переводчика при дворе султана в Константинополе, грека Панагиота. 3) Малый Катехизис – или, т. наз., «Собрания краткие науки о артикулах веры». В русском издании явился он в 1645 г., будучи впервые издан на языке польском, в него внесены: символ Афанасия александрийского, изложение веры Анастасия, патантиох., Кирилла иерусалимского, преп. Максима, а в конце помещается слово Конст. патр. Геннадия о вере. 4) Катехизис Пространный христианский, автором которого был митр. Филарет, перед изданием которого были выпускаемы в виде опытов: а) Кат. Феофана Прокоповича, б) Кат. Платона, в) Кат. свящ. Беликова, г) Катсы м. Филарета, напис. в 1822 г., прошедшие три фазы своей истории. 5) О. Владимира Геттэ. – «Изложение учения православной кафолической церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей», которое как бы старается способствовать соединению церквей. Догматическая ея часть изложена в порядке Символа веры.