Посолонь
Посолонь или посолонное хождение. Первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освящении моск. Успенского собора, митропол. Геронтий ходил с крестами вокруг церкви «не по солнечному восходу». Донесли вел. князю, стали искать в богослужебных книгах, однако, подтверждения законности П. нигде не нашли. Князь нашел себе сторонников в лице чудовского архимандрита Геннадия и ростовского владыки Вассиана, указавших, что некоторые другие церковные кругохождения в России и на Афоне совершаются против солнца. Спор прекратился во время татарского нашествия, но в 1482 г. вел. князь возобновил его с митропол. и теперь спор едва не кончился полным разрывом. Наконец, под влиянием того, что на стороне митропол. были все – и духовные и миряне – князь уступил, вопрос был оставлен открытым и решено было делать так, как было в старину. Откуда и когда появился на Руси этот обычай – неизвестно; один афонский памятник называет его латинским обычаем. В продолжение всего XVI в. вопрос о П. не возникал, Стоглав вовсе не упоминает о нем. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх с течением времени оно стало уступать П. и когда открылось книгопечатание, требование П. было занесенов Требник 1602 г. в чине венчания, в устав 1610 г. в наставлении, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. – в чине освящения церкви и вместе с другими обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности. Когда патр. Никон предпринял исправление прежних обрядов, то он нашел себе многих видных и влиятельных противников; однако, с этого времени П., как и другие отмененные при Никоне обряды (как двуперстие, седмипросфорие и др.) становятся принадлежностью раскола старообрядства и основным пунктом его учения.