Образ (лик) И. Христа
Образ (лик) И. Христа – о котором в западн. и восточной церкви существуют предание. Одно утверждает, что на полотенце, коим, X. утирал лик, отпечатлелся Его лик, посланный Авгарю, тетрарху г. Эдессы. 06. упоминается армянск. историком, Моисем Хоренским, историком Евагрием и Иоанном Дамаскиным. Имп. Константин перевез в 944 г. 06. в Константинополь и с тех пор судьба его неизвестна. Его или похитили крестоносцы, или Его подарил римлянам имп. Иоанн Палеолог. Церковь св. Сильвестра в Риме в XVII в. претендовала на то, что Обр. принадлежит ей. По другому сказанию обр., под именем Вероники, женщины исцеленной от кровотечения И. X., запечатлелся на полотенце, которым Он после омовения утирал лицо. Сказание появилось в VIII в. Оно утверждало, что Обр. исцелил Тиверия, импер. римского. Полагают, что второе сказание есть вариант первого. Известны в истории сказания еще о 3-х образах И. X.: 1) нерукотворный, воздвигнутый полководцем Филиппиком в 589 г., 2) нерукотворный обр. Камулийский в 574 г., о котором. упоминает VII-ой вселенский собор, 3) Обр. И. X. написанный евангелистом Лукой. Описание Лика Христа появляется во II в. у Климента Александр., Тертулиана и др. церковных писателей. О Нем был спор между Цельсом, Оригеном и друг. Первое описание заключается в апокрифе под именем Лентулла, которое характеризует лицо Хр. так: «поистине человек Этот прекраснейший из людей; в нем видна правдивость, чуждая лести». С IV в. изображение Лика
становятся предметом художественно-иконописного творчества. Церковь поощряла свободу творчества, дабы не плодить еретических споров и стремилась лишь сохранить типические черты Божественного лица. Сохранилось много оригинальных образцов скульптурных, мозаичных и фресковых изображений, каковы: найденное во II в. в катакомбе Каллиста, в
III в. в катакомбе Понтиана, в IV в, в катакомбе Домитиллы, в храме Пуденцианы в Риме, в V в. в церкви св. Павла в Риме и Софии в Константинополе. На более древних Лицо X. строго печальное с восточными, семитическими чертами и чем дальше, тем изображение идеальнее, возвышеннее, божественнее с неземным выражением.