Нравственное богословие
Нравственное богословие – (иначе христианская ифика или этика) – систематическое изложение начал христианской нравственности. Ведет свое начало от древности, которая имела выдающихся богословов-нравоучителей, как: Климент Александрийский, сближающий христианское нравоучение с философией Платона, Василий Великий, основывающийся исключительно на Св. Писании, Иоанн Златоуст и другие. Творение св. отцов, египетских
и других, св. Антония, Макария, Нила Сирийского, Исаака Сирина, Феодора Студита, Иоанна Лествичника, Анастасия Синаита и др., разрабатывали христианскую психологию, описывая различные виды душевных состояний, степени человеческих стремлений, способы борьбы с грехом, и другие подобные темы. С VI в. на Востоке появляется ряд творений: Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, «священные параллели» – собрание библейских и святоотеческих нравоучений с сентенциями древних философов, Фомы Аквината – опыты самобытного богословствования в
области нравоучение; Фомы Кемпийского, сочинение которого мистические удалились от норм христ. нравоучения, стремясь указать ступени богоуподобление и освободить личность от стеснительных внешних предписаний. Следующий момент в развитии Н. Б. составляет в католичестве казуистика; у нас же несколько позже Н. Б. является составн. элементом догматического богословия: за раскрытием догмата следовал пункт нравоучение, как вывод из него или нравственное приложение. Стройный целостный характер самостоятельной науки Н. Б. придал Dano (Daneau), ученый XVI в. Благодаря ему, а также нравственной философии, богословие стало на твердую почву, стремясь освободиться от посторонних влияний. Теперь Н. Б. резко отграничилось от нравcтвен. философии. В то время, как последняя, ставит себе целью отыскать неизвестные нам нравственные нормы, первое исходит из того, что нормы нравственности покоятся в Божественном откровении. Такой характер имеет нрав. богосл. в России. Представители этой науки еписк. пензенск. Иннокентий, еписк, Никанор, арх. Платон, прот. Халколиванов, прот. И. Л. Янышев и др. Система Нр. Бог. разрабатывается в двух направлениях: 1) в стремлении дать теорию существа и элементов нравственных процессов и 2) в выяснении правил поведение, обязанностей людей к Богу, ближним и пр. Широко-поставленные курсы нрав. богосл. охватывают все стороны жизни, включают учение о государстве, семье, государственной власти, науке, искусстве культуре и мн. др. Прекрасная история науки нравственного богословия в России составлена проф. Спб. духовной академии А. А. Бронзовым.