издательство П.П. Сойкина

Источник

Московская и Коломенская епархия

Московская и Коломенская епархия – учреждена в 1742 г. 1-го сент. Епархиальными архиереями ея были: Иосиф Волчанский с 1-го сент. 1742 архиеписк. московский; Платон Малиновский с 5 апр. 1748 г. архиеписк. московский; Тимофей Щербацкий с 27-го окт. 1757 г. митрополит московский; Амвросий Зертис Каменский – архиеписк. московский с 18 янв. 1768 г.; Платон Левшин – архиеписк. московский с 20-го янв. 1775 г, с 24-го июня 1787 г. митрополит, а с 13-го июня по болезни уволен от управления епархией; Августин Виноградский – архиеписк. московский с 19-го февр., 1818 г. Ск. 1819 г. 3-го марта; Серафим Глаголевский с 15 марта 1819 г. митр. Московский; с 1821 г. 29-го июня – Новгородский; Филарет Дроздов – архиеписк. московский с 3-го июля 1821 г.; 1826 г. 22 авг. митрополит; Иннокентий Вениаминов с 5-го янв. 1868 г. – митроп. московский; Макарий Булгаков – с 8 апр. 1879 г. митр. Московский; Иоанникий Руднев – с 27-го июня 1882 г. – митр. московский; с 1891 г. 17-го ноября – киевский; Леонтий Лебединский – с 17-го ноября 1891 г. – митр. московский; Сергий Ляпидевский – с 1893 г. 9-го авг. митр. Московский. Владимир Богоявленский с 1898 г. Мужских монастырей – 26, монашествующих – 548, послушников – 130; женских монастырей – 25, монашествующих – 852, послушниц – 630. Церквей – соборных – 15, приходских – 25, домовых – 9, приписных – 111, кладбищенских – 40, всего – 1.628, часовен – 485. Духовенства-протоиереев – 141, священников – 1.516, псаломщиков – 1.558. Лиц православ. исповедания – 1.638.537. Библиотек при церквах – 61; церковно-приходских попечительств – 154, больниц при церквах 4; при монастырях – нет, богаделен при церквах – 184, при монастырях – 23. Школ двухклассных – 38, одноклассных – 573, грамоты – 57, всего – 662, учащихся- 32.167.

Московская духовная академия. Еще в 1667 году прихожане московской Богословской церкви подали царю просьбу о дозволении открыть при их церкви школу и найти проповедника для сказывания поучений. При царе Феодоре, воспитаннике Полоцкого, предположено было завести в Москве большую школу не только для одной России, но и для Греков, чтобы им не нужно было ездить за наукой в Италию. На первый раз царь и патриарх Иоаким в 1679 году основали школу в типографском доме и собрали в нее до 30 учеников. Начальником ее сделан был иеромонах Тимофей, долго путешествовавший по востоку и знавший греческий язык.

Учителями были Греки Мануил и Иоаким. Царь и патриарх так были рады этой школе, что посещали ее каждую неделю. Но она была только первым шагом к заведению желательной им высшей школы – академии, которую предположено было устроить в московском Заиконоспасском монастыре в самых обширных размерах и с богатыми средствами. Когда мысль об открытии новой академии огласилась, в Москву стали съезжаться разные кандидаты на учительство в этой будущей школе. Еще в 1682 г. при царе Феодоре была заготовлена грамота об открытии и привилегиях академии, но, за смертью царя и за последовавшими после того смутами, до 1685 года еще не была утверждена, В январе 1685 г. Сильвестр представил ее чрез Шакловитого царевне Софье. И грамота была утверждена. Учение в академии открылось немедленно после приезда Лихудов (см. это слово), даже раньше постройки зданий академии, в кельях монастыря Богоявленского. В ней предположено было преподавать и духовные, и светские науки, – грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие, и языки славянский, греческий, польский и латинский, для людей всякого чина и возраста. Царь предоставлял в ее пользу свою библиотеку, вотчины 8 монастырей, одну дворцовую волость и 10 пустошей; право суда над ее людьми предоставлял ее блюстителю вместе с учителями; учителям обещал пенсии, а ученикам лучшие места на службе. Блюстителем и учителями положено назначать только Русских или Греков, испытанных в православии и дававших клятву быть ему верными; учителей из Литвы и Малороссии дозволялось принимать только по свидетельству об них достоверных людей, потому что эти прелестники, сказано в грамоте, сначала притворяются православными, а потом развратные словеса всевают и целость веры нашей терзать начинают. Академия назначалась быть блюстительницею православия во всей России. Никто не должен был держать у себя учителей иностранных языков, а должен был для обучения языкам отдавать своих детей в академию. Она обязывалась смотреть и за тем, чтобы в России не было иноверной пропаганды, за новообращенными, тверды ли они в вере, и за всеми вообще людьми духовного и мирского чина, не держит ли кто у себя запрещенных книг, не вступает ли в состязание о вере. Ей предоставлялся и суд по религиозным преступлениям: по суду ее, запрещенные книги должны были подвергаться сожжению; нетвердых в вере она могла подвергать ссылке, а иноверцев, виновных в хуле на православную веру и русских отступников даже смертной казни чрез сожжение. Последние грозные полномочия академии не были впрочем. осуществлены на практике и ей досталось одно более скромное, просветительное значение. Быстрый упадок академии начался после высылки Лихудов. Место их в академии заняли их ученики, не имевшие уже ни такого образования, ни такого авторитета, как они. Академический курс сократился; латынь была совершенно из него изгнана; в академии был сильный недостаток в учителях. Да она и сама была теперь совсем заброшена, здание ее не ремонтировались, так что в них потолки и печи обвалились и учиться было негде. В 1697 г. царь Петр в одной беседе с патриархом выразил большое недовольство таким беспризорным ее положением и указал на необходимость вызвать в нее киевск. ученых.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle