Молокане
Молокане – одна из русских сект, не признающая таинств и обрядов православной церкви. М. отвергают почитание святых и признают богослужение лишь в виде пения псалмов и чтения св. Писания. Основателем секты является Семен Уклеин, крестьянин живший во второй половине XVII в. Был духоборцем, не удовольствовался учением духоборцев и сблизившись с последователями протестантского рационалистического учения Тверитинова, образовал из них особую секту. Назвали их молоканами потому, что они в пост пьют молоко; сами же они объясняют это название тем, что учение их есть «словесное млеко», о котор. говорится в Св. Писании. На учении Μ., несомненно заметно большое влияние духоборства и протестантства. Богослужение М. совершают в больших комнатах, по образу «Сионской горницы» называемых ими «горгнцами»; посередине ставится стол, по местам – лавки, на которых справа садятся мужчины, налево – женщины. У М. установлен известный порядок в совершении молений общих и частных (на обряды брака, рождения, кончины). С течением времени М. утратило отчасти рационалистический характер, допустив учения мистические, появились учения о скором наступлении тысячелетнего царства Христова, пророческие предсказания о пришествии Ильв и Еноха. В 1836 году появился между ними лжехристос Лукиан Петров призывавший М. идти в обетов. землю на Кавказ. М. подобно духоборцам не признают Государя Императора помазанником Божьим, но моление за царя у них существует. По учению М. они должны избегать исполнять те законы, противоречащие св. Писанию (военная служба, присяга). Существует несколько отраслей М., различающихся разным пониманием известных пунктов учение. 1) Пресники – не употребляющие в пищу кислого и квасного, затем луку, чесноку дабы не уподобляться жидовствующим. 2) Сектанты, введшие многие обряды не существующие у М. – коленопреклонение, воздеяние рук при молении, преломление хлеба на «тайной вечери» молокан. Основателем этой разновидности М. был Ис. Крылов. 3) В 1823 г. Андр. Саломатин перенес учение Крылова, развитое Масловым в Таврическую губ., образовалась «М. донского толка», наиболее приближающаяся к православной церкви. У этих М. существуют обряды, мало отличающиеся от обрядов прав. церкви; затем, они признают присягу, молятся за власти и не считают военную службу противной св. Писанию. 4) Субботники и воскресники – признающие превосходство иудаизма над христианством и считающих даже Христа за простого Пророка стоящего ниже Моисея. В конце концов, суб. установили празднование субботы вместо воскресения и совсем слились с «жидовствующими. Воскресниками же называют в Саратовской губ. чистых Μ. 5) Секта «общих», основанная Михаилом Поповым. Все имущество считается общим; делами общины управляют 12 апостолов и казначей». Во главе 12 апост. стоит «судья», в руках которого сосредоточивается надзор за апостолами. 6) Прыгунство, происшедшее из секты «общих», основано Петровым. Называются так потому, что во время богослужений прыгают с пением стихов до полного изнеможения вокруг столов. Древние христиане молились, следуя заповеди Спасителя, целые сутки и христианская церковь установила сообразно делению часов греками и римлянами на 8 частей, 8 служб, совершаемых отдельно одна от другой, вследствие чего христиане должны были собираться на М. 8 раз в день. Позже в целях облегчения верующих церковь (стала) приурочила совершение этих служб к трем разам в день: утром, около полудня и вечером. М. разделяются на словословия, прошения и благодарения (и м. за других). По форме различаются ектении, псалмы и песнопение. Секта эта известна еще под именем секты «веденцев» и «сионцев». Прыгунство в дальнейшем своем развитии все больше приближается к хлыстовщине. Молоканская секта распространена главным образом, среди крестьян губ.: Тамбовской, Саратовской, Владимирской, Самарской, Екатеринославской и на Кавказе.