издательство П.П. Сойкина

Источник

Митрополиты русские

Митрополиты русские – со времени принятия христианства и до XIV в. Русь представляла собой одну митрополию. По вопросу о том, кто был первым митрополитом Руси, среди историков и в настоящее время существуют разногласия, но большинство ученых полагает, что первым М. был Леонтий. М. поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии М. рус. были совершенно независимы от патриарха. Русские князья стремились добиться того, чтобы М. избирались из русских людей. Первым М. из русских был Илларион (1051–1062), испросивший, впрочем, благословение от патриарха. Последующие М. были опять из греков. В 1147 году был созван вел. князем в Киеве собор для выбора М. из русских, вместо ушедшего в Грецию Михаила, не поладившего с князем. Среди епископов по этому поводу произошел раскол; образовались русская и греческая партии. Первая одержала верх и М. был избран Климент Смолятич; но когда вел. кн. сделался Юрий Долгорукий, соперник Изяслава, Климент был изгнан и М. стал Константин, присланный из Византии. По поводу избрание М. между князьями и патриархом визант. происходили постоянные споры, приводившие впрочем, к важным последствиям. В 1220 году митрополичья кафедра была перенесена во Владимир. Это послужило поводом к попытке образовать в Галиче самостоятельную митрополию, не увенчавшуюся успехом: посланный из Галича Петр, кандидат на кафедру М. в Галиче был посвящен в М. всея Руси (1308–1326). Петр жил постоянно в Москве, но главным городом митрополии был еще Владимир. При преемнике Петра Феогносте (1328–1353) кафедра М. была перенесена в Москву. В 1354 году греческий собор постановил, по поводу попытки Галича еще раз образовать самостоятельную митрополию, не разделять русской митрополии. Постановление это вскоре было нарушено литов. князем Ольгердом, добившимся от патр. посвящение в киевские М. Романа, в то время как М. в Москве был Алексий, преемник Феогноста. В 1371 г. константиноп. патриарх, по настоянию польского короля Казимира поставил Антония в М. Галича, а в 1376 г. появился на Руси и третий М.,-по просьбам Ольгерда, серб Киприян, остававшийся до самой своей смерти, в 1406 г. единственным М. Руси. После него М. был Фотий из Греции, сначала он жил в Киеве, но в 1410 году переехал в Москву, тогда латов. вел. кн. Витовт просил для Литвы самостоят. М. и после отказа патриарха прислать в Киев М. в 1461 г. собор епископов Литвы поставил серба Григория Цамблака киевским М. (1416–1419). После смерти Фотия собор 1433 г. избрал М. Руси (Иону), но византийский импер. (Иоанн Палеолог) и патриарх, желавшие присоединить к флорент. унии и русскую церковь, прислали своего М. Исидора, бывшего последним М. Руси из греков. Исидор вскоре был осужден, как униат собором рус. епископов и бежал в Рим. М. сделался Иона. В 1453 г. Византия была захв. римл. и русская церковь совершенно освободилась от зависимости от Константиноп. патриарха. В 1458 г. произошло окончательное разделение русской митрополии на две – киевскую и московскую. М. пользовались громадным влиянием на Руси в древнее время, находясь во главе церковной иерархии, М. часто оказывали влияние также и на ход государственной жизни. Они имели свой двор по образцу дворов удельных князей, свое войско, далее у них существовал целый штат чиновников для управление митрополией. При Петре I. архиереев перестали возводить в сан М. Позже при Елизавете сан М, был восстановлен. В настоящее время существуют три М. кафедры: петербургская, московская и киевская.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Комментарии для сайта Cackle