издательство П.П. Сойкина

Источник

Гермоген

Гермоген, патриарх всероссийский с 1606 по 1612 г. Деятельность Г. протекала в тяжелое время для Руси, известное в истории под именем смутного (лихолетья). И патриарх Г. оказал тогда государству Русскому и церкви неоценимые услуги. Родился Г. в Казани около 1530 года, –  где и оставался, вплоть до избрания его на престол патриарха всероссийского, сначала в сане приходского священника, затем, после пострижения, в сане архи­мандрита казан. спасо-преобр. мон.; нако­нец, в 1589 г. был посвящен в архиерейский сан, занял только что обра­зованную кафедру митрополита. В 1605 г., присутствуя на соборе в Москве, со­званном по случаю помазания Лжедмитрия на царство, Г. оказал мужественное сопро­тивление Лжедмитрию по вопросу о бракосочетании его с Мариной Мнишек. За это Г. был удален в свою епархию в Казань. Вскоре после восшествия на пре­стол Василия Шуйского был созван собор, который, низложив патриарха Игна­тия, поставленного Лжед., избрал Г. казан­ского патриархом в июле 1606 г. В са­мом начале царствования Шуйского про­изошло возмущение южных городов, которые поверили слухам, что царевич Димитрий жив и бежал из Москвы. Для успокоения народа из Углича были перенесе­ны мощи царевича и Г. вышел за городские ворота навстречу мученику и нес на себе мощи до церкви св. Михаила, где они были положены. Восстание все-таки продолжало разрастаться, к бунту стали присоединять­ся другие города. Во главе восставших сто­яли Болотников и князь Шаховской. Когда мятежники подступили к самой Москве, Г. разослал грамоты по городам с изображением тяжелого положения Москвы и царя. Грамоты произвели должное впеча­тление; народные ополчения двинулись к Москве и с их помощью мятежники были разбиты. С низложением Шуйского на­чался особенно важный период деятель­ности Г. Когда выставлена была кандида­тура королевича Владислава на Московский престол, Г. потребовал, чтобы Владислав принял православие, но из переговоров об этом с королем Гермогену стало ясно, что Сигизмунд сам хочет сесть на престол русский, поэтому Г. энергично протестовал против впуска в Москву гетм. Жолкевского с войском. Когда бояре потребовали подписи патриарха на грамоте, предписывавшей Смоленску сдаться и положиться на волю короля, он ответил решительным ответом. Отсутствие подписи патриарха на грамоте дало повод московским послам отказаться от этого приказания. Замыслы поляков покорить Русск. землю стали для всех очевидны. Г. устно, проповедовая и рассылая грамоты, увещевал народ крепко стоять за право­славную веру. Грамоты патриарха вызвали большой подъем патриотического чувства русских; стали собираться народные ополче­ния и двинулись к Москве для освобождения родины. Поляки и бояре, стоявшие на их стороне, под угрозами смерти требовали от патриарха, чтобы он приказал опол­чениям разойтись. Патриарх не сделал этого и был заключен в Чудов мо­настырь, а когда казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек, Г. из заклю­чения послал в Н.-Новгород грамоту с протестом. В 1612 г. 22 октября Москва была очищена от поляков народным ополчением под начал. князя Пожарского и Козьмы Минина. Но патриарх не дожил до этого и скончался 17 февраля 1612 г., уморенный голодом, по рассказам совре­менников, поляками.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle