Германия
Германия. Существуют предположения, что христианство проникло в некоторые места Г. еще во времена апостольские. С III в. христианство начинает проникать в Г. в (более) широких размерах, причем проводниками христианства являлись пленные христиане, которых германцы уводили после своих нашествий на Рим. Империю. Так проникло евангелие к готам и в начале IV века среди них было уже столь значительное количество христиан, что на 1-м вселенском соборе в Никее присутствовал епископ готский Феофил. Особенно важным в истории распространения христ. в Г. является факт крещения франкского короля Хлодвига в 497 году; вместе с ним крестились 3000 воинов. При помощи Хлодвига были обращены аллеманы. В юго-восточной Г. проповедовал евангелие франконский аббат Евстафий. В половине VII в. крестился герцог Баварии. Постепенно христианство проникало в соседнюю с Баварией Тюрингию. В 634–709 гг. христианская проповедь проникает к фризам. Саксов обратил силою оружия Карл Великий, король франков. Позднее всех были обращены Пруссы. Впервые проповедники евангелия появляются у них в конце X в. Дальнейшая история христианской церкви в Г. характеризовалась чрезмерным возвышением папской власти, приведшим к реформации, как протесту (реакции) против этого абсолютизма пап. Реформация имела особенный успех в Г. вследствие того, что на ее сторону стала светская власть, в лице нем. королей, курфюстов и т. д. Последствием реформатского движения было распадение народонаселения Г. в религиозном отношении на две большие группы: протестантов и реформатов с одной стороны (⅔ населения) и рим.-католиков – с другой (⅓) Р.-кат. преобладают на юге Г., а протест. на севере. Реформация имела своим последствием также и изменение отношений между государством и церковью. Реформация в противоположность католицизму признавала верховным главой церкви гражданскую власть; «Верховным епископом» признавался не папа, а император. Вполне понятно, что светской власти, стремившейся упрочить объединение империи, было нежелательно признавать главенство папы в религиозной жизни страны и этим дать ему возможность влиять на политическую жизнь империи. Прусское правительство решило установить новую систему церковно-государственных отношений. В настоящее время все религии в Г. юридически равноправны, но в действительности дело обстоит так: в государствах с преобладающим протестантским населением – церковь есть учреждение государственное, так как во главе ее стоит светская власть; там же, где преобладает римско-католическое население, напр., в Баварии, главой церкви является фактически папа и влияние светской власти невелико. Что касается русских и других православных церквей в Германии, то они, всего в количестве 24, существуют или как отдельные храмы или в виде домовых церквей при посольствах и миссиях. Важнейшие из них: домовая церковь в Берлине в честь равноап. великого князя Владимира при российском посольстве. Существует с 1837 года. Недалеко от Берлина, около Потсдама, находится небольшой каменный храм в честь св. кн. Александра Невского, основанный в 1826 г., освященный в 1829 г. в присутствии имп. Николая Павловича. В последнее время основаны еще 4 храма братством св. князя Влад. при посольской церкви: в Киссингене, Герберсдорфе, кладбищенский храм близ Тегеля и в вольном городе Гамбурге. Дрезденская церковь при миссии – сооружена в 1872–74 гг. Достопримечательности храма: иконостас из белого каррарского мрамора, крест и образ Воскресения из Иерусалима, написанный на доске из прежней дубовой кувуклии над гробом Господним с частицею Живоносного Гроба. В Веймаре – находятся две православные церкви во имя св. Марии Магдалины. В Висбадене – великолепный храм во имя св. праведной Елизаветы, сооруженный над гробом вел. княгини Елизаветы Михайловны. В Дармштадте по желанию Государя Императора Николая Александровича в 1897 году (4 окт.) был заложен храм во имя св. равноапост. Марии Магдалины; освящен в 1899 г. Стиль – старинных ярослав. церквей. В Штутгарте – храм в честь святителя и чудотв. Николая, заложенный в 1895 г. До постройки этого храма в Штутгарте существовал храм в так назыв. «Княжем здании». Храм вмещает не больше 250 человек. Кроме вышеупомянутых, русские правосл. церкви существуют еще: в Эмсе; на Ротенберге; в Кобурге; Готе; в Карлсруэ, Баден-Бадене; Людвиглюсте; Шверине; Ремплине. Затем существуют в Г. еще 2 греческие церкви, одна румынская и единоверческая молельня в Федорвальде. Греческие церкви: 1) в Лейпциге во имя великом. Георгия, с 1877 г.; 2) в Мюнхене во имя Хр. Спасителя, с 1494 г. Румынская церковь в Баден-Бадене, с 1867 года.