Галицкая или Червонная Русь
Галицкая или Червонная Русь – древние княжества Руси, принадлежат с 1772, по разделу Польши, под именем Галицииили Галичины Австро-Венгрии. В офиц. бумагах эта австрийская провинция наз.: «Королевством Галиции и Ладомерии с великим княжежеством Краковским и княжествами Освецшным и Заторым». Галиция и Ладомерия – исковерканные наз. русских княжеств Галича и Владимира, перешедшие в 1340 г. к Польше и составлявшие до XVIII ст. ее нераздельную часть; остальные три – чисто польские владения, доставшиеся Австро-Венгрии после раздела Польши. Занимая пространство в 78,502 кв. в., Гал. граничит на севере и востоке – с Петроковской, Келецкой, Радомской, Люблинской, Волынской, Подольской и Бессарабской губ.; на юге – с Буковиной и Венгрией, а на западе с австрийской Силезией и Германией. Население ее достигает почти 7.211.512 человек и состоитъ из: 3/7 русских, 3/7 поляков и 1/7 евреев и других национальностей, разбросанных по всей Галиции. Религия населения также разнообразна: русские исповедуют униатскую или греко-католическую рел.; поляки – римско-католическую; остальные жители – иудейскую, протестантскую, армяно-католическую и караимскую религии; православных, всего около 2000 и состоят из румын и незначительного числа русских, подвластных в церковном отношении буковинскому православному митрополиту, с одной церковью в г. Львове. Униатская церковь Г., называемая русской, состоит из львовской, управляемой митрополитом, перемышльской и станиславовской епархий, управляемых епископами. Вся Г. разделена на 76 уездов: 46 русских, 20 польских и 10 русско-польских. Образование Г. на средней степени развития; начальное образование сосредоточено в 4.450 народных училищах; среднее – 30 гимназиях, 3 реальных учил. и нескольких специальных учебных заведениях; высшее – в львовском и краковском университетах, где получают образование все униатское, римско-католическое и армяно-католическое духовенство по богословскому факультету. Кандидаты духовенства, посещающие университет, живут в дух. семинариях, где получают полное содержание, обучаются церковному уставу, пению и проповедническому искусству. Все преподавание на богословском факультете ведется на латинском яз., за исключением нескольких: для униатов – по-малорусски и для католиков – по-польски. Таких семинарий у униатов одна львовская, у католиков две – львовская и краковская. Богослужение у униатов совершается на церковно-славянском; у католиков – на латинском и польском; у армяно-католиков – на латинском, армянском, польском; у протестантов – на немецком; у евреев на древне-еврейском и польском языках. Галицкое княжество древней России – одно из самых важных и своеобразных явлений ее. Первые русские князья завоевали и соединили много славянских племен под одной властью и возвели Русь, озаренную христианской верой, на высокую степень могущества. Владимир Св. разделил свои владения между своими 13 сыновьями, и тем содействовал распадению Руси. Тогда же была отделена Червонная или Галицкая Русь и в XI в. попала в руки способных и энергичных князей тмутараканских, возведших ее на высшую точку процветания. Из князей этого времени известен Роман Мстиславович, царствовавший единодержавно над Волынью и Галицией и подчинивший себе своими завоеваниями и остальную Р. При нем делается попытка обратить православную Г. в латинство, но без всякого успеха. Сын его Даниил Романович принимает королевский титул, а сын последнего Лев Даниилович переносит столицу из Галича в основанный в 1278 г. город Львов, который делается центром Галиции. Отрезанная к этому времени от северной Руси, вследствие татарского нашествия, Г. Р. начинает клониться к упадку, чему помогают в сильной степени происки западных ее врагов, как напр., Рима, поддерживавшего поляков, Литву, Угрию, и Галичине приходится в это время очень круто; она не в силах устоять против своего главного врага – Польши, которая давно смотрит с жадностью на огромные богатства и сокровища ее. Когда, после смерти бездетного Юрия, последнего мужского потомка Романа, галицкий престол переходит к родственнику польского короля Казимира В. латинянину Болеславу Мазовецкому, которого галицкие бояре из ненависти отравили, польский король пользуется этим случаем, собирает небольшое войско, пробирается окольными путями к г. Львову и осаждает его. Прежде всего он сжигает монастырь св. Георгия (Юрия), потом осаждает город, и грозит жителям превратить все в груду пепла, если они не сдадутся. Покинутые львовцы принуждены сдаться, и Казимир, заставив присягнуть себе на подданность и верность, забирает все сокровища, княжеские дворцы сжигает и возвращается к себе в Краков. Однако Казимир не успокаивается на этом, он хочет подчинить себе всю Галицию; с многочисленным войском идет он в Г. и, после кровопролитных сражений, завоевывает все. С этого времени и начинается угнетение Г. В начале 1600 г. введена в Г. уния, которую принимали большей частью бояре, а народ удалялся от них и искал поддержки в своей православной церкви. В XVI в. начинается упадок Польши, приведший ее к разделу, по которому Г. перешла к Австрии и терпит с этих пор двойное иго: польско-немецкое. С начала XIX в. вновь появляются проблески национального движения в Г. Р., по почину и при содействии перемышльского епископа Михаила и протоиерея перемышльского собора Могильницкого, основавших просветительное общество с целью распространения просвещения среди народа и издания полезных книг. Снегурский открывает типографию, печатает в ней буквари русские, молитвословы, требники; употребляет в разговоре русскую речь; требует от священ. знания церковно-слав. яз.; произносит проповеди на рус. яз., и вообще всячески поощряетъ к изучению родного яз., к просвещению народа и литературной деятельности. Ему следуют и в других городах, во Львове, где есть свой кружок деятелей; здесь пробуют свои силы и на литературном поприще, плодом чего является первая на рус. наречии «Днестровая Русалка», родоначальница галицко-русской литературы; теперь проникают в Г. и русские произведения, Г. интересуются русские ученые; галичане надеялись таким образом достичь независимости. В 1848 г. вспыхнуло в Вене восстание. Действия Рима и поляков систематически направлены на латинизацию униатской церкви в Галиции, церковь подвергается все более и более преследованиям и оскорблениям и духовенство под влиянием силы олатинивается и теряет свое прежнее значение и влияние на галицко-русский народ, который не перестает стремиться к освобождению из-под польского ига и возвращению насильно отнятой у него православной веры. Галицкие крестьяне массами прокрадываются в Почаев на поклонение святой иконе Божией Матери, ибо во всей Галичине осталась только одна-единственная небольшая православная церковь во Львове, построенная для солдат и чиновников православных, прибывших из Буковины и квартирующих там. Несмотря на то, что теперешнее духовенство униатское сильно изменилось к худшему, все же следует помнить, что первые деятели возрождения Галиции – Снегурский, Могильницкий, Устианович, Шашкевич, Головацкий, епископ Маркелл и прот. Иоанн Наумович – вышли из его среды и много униатских священников переселились в Холмскую Русь, где стали первыми православными священнослужителями.