издательство П.П. Сойкина

Источник

Галилей

Галилей – 1564 г.–1562 г., великий уче­ный, основатель современной механики. Он открыл закон инерции, параллелограмм сил и изохронизм качания маятника, законы падения тел, усовершенствовал теле­скоп и устроил микроскоп, – он от­крыл также законы обращения луны, лун­ный пепельный свет, лунные горы, пятна на солнце, вращение солнца около оси, от­крыл спутников Юпитера, фазы Венеры, выступ (впоследствии – кольцо) Сатурна; последователь Коперника, апостол экспе­риментального метода в науке, Г. оказал влияние на богословские воззрения. Печальна его судьба: его обвинили в еретичестве, за свои воззрения ему пришлось претерпеть много треволнений, беспокойств, тюрьму, пытку и кончить тем, что на коленах и положа руку на Евангелие отречься от ереси коперникова учения в 1633 г. История Галилея дала повод обвинять богословов в том, что они враги науки, что они го­товы преследовать новую мысль. Трагиче­ский случай с Галилеем произошел у католиков. Исследования судьбы Галилея доказывают, что его страдания произошли не вследствие столкновения богословия и опытного знания, а вследствие столкно­вения ученого новых взглядов с пред­ставителями старых учений. Подобные столкновения случаются и теперь, хотя и не с таким печальным исходом. До 1632 г. и он не подвергался открытому преследованию и Папа Павел V, хотя и не сочувствовал его взглядам, однако, оставлял его в покое. И только папа Урбан VIII начал преследование Г., не­смотря на то, что последний был личный друг его. Когда Урбан VIII вступил на папский престол, Г. поехал хлопотать о снятии запрещения, наложенного на сочине­ние Коперника. Запрещение однако не было снято. Тогда Галилей написал книгу, изо­бражающую диалог Сагредо и Сальвиати, которые объясняют простяку Симпличио учение Гал. Симпличио, однако, не хочет понять их и утверждает, что Бог все­могущ и Его нельзя подчинить никакому закону необходимости. В Симпличио легко узнать папу Урбана VIII, который, проведав об этом, был сильно разгневан, и пре­дал Г. суду. Но не один папа, а и само общество признало Г. еретиком и до сих пор остается невыясненным его процесс, так как сам Г. стоит на двух противо­положных точках зрения. То он учит согласно св. Писанию, то утверждает, что Св. Писание не может служить авторите­том, потому что оно назначено только для спасения души.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle