издательство П.П. Сойкина

Источник

Бесноватый

Бесноватый, бесноватые: Mф. 4, 24; 8, 16; 28, 9; 32, 12, 22; Марк. 1, 23; 32, 5, 2; 6, 13; 9, 17; 16, 17; Лук. 4, 35; 9, 39; 11, 14; 1оан. 10, 20 – 21; и др. Под именем бесноватых разумеются люди, одержимые злыми духами. Те, кто не хотят признавать бытия злых духов, не хотят допускать и бесноватых, а полагают, что под ними надо подразумевать больных тяжкими болезнями, соединяющимися с расстройством умственных способностей. Но

а)      Св. Писание, говоря о разных больных, ясно различает бесноватых от лунатиков, сумасшедших, эпилептиков и других больных (Mф. 4, 24; 9, 32; Марк. 1, 34; Лук. 7, 21; 8, 2),

б)      Бесноватым в Св. Писании приписываются действия, не свойственные обыкновенным больным; напр. они знают, что Христос – Сын Божий; Иисус Христос разговаривает с басами и они ему отвечают; Христос им повелевает молчать или выйти из человека и они повинуются Ему (Mф. 8, 28; Марк. 1, 24; 34; 5, 3; Лук. 4,35; 8, 27); бесы, по выходе из людей, ищут места покоя, и не нашедши, возвращаются в прежнее жилище, приемля в сообщество других, злейших духов (Mф.–12, 43 – 45; Лук. 11, 24 – 26); бесы, по выходе из Гадаринских бесноватых, входят в стадо свиное, и все стадо погибает в море: все это такие действия, которые никакой обыкновенной болезнью объяснить нельзя (Mф: 8, 31 – 32; Марк. 5, 13; Лук. 8, 33);

в)      Иисус Христос и Апостолы постоянно принимают бесноватых за истинных бесноватых и нигде не дают повода думать, что их действия происходили от какой-либо телесной болезни или расстройства душевных сил;

г)       Иисус Христос изгнание злых духов часто представлял, как особенное доказательство Божественной силы и власти. Когда враги говорили, что Он изгоняет бесов силою Вильзевула, то Он со всею ясностью показал им нелепость такого мнения (Mф. 12, 25; Лук. XI, 17);

д)     принимать слова и действия Христа за одно приспособление к ложным понятом иудеев не позволяет чистота и высота Божественного характера Иисуса Христа;

е)      так же говорили и учили об этом предмете и Апостолы (Деян. 10, 38; 16, 16), и Отцы Церкви, и вся Церковь. Не только многочисленные исторические факты говорят, что злые духи действительно овладевали и овладевают людьми, но и положительное учение Иисуса Христа о действии злых духов на человека (Лук. XI, 17 – 26) указывает на действительность таких беснований и изгнашй Иисусом Христом бесов из страждущих; а очень частые подчинения слабохарактерных и испорченных людей влиянию других более сильных характером – указывает нам психическую возможность такого подпадения человека влиянию злых духов.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle