издательство П.П. Сойкина

Источник

Белокриницкая иерархия

Белокриницкая иерархия. Сознание, что Церковь без епископа быть не может, и неудовлетворительный состав беглых попов наводили многих беглопоповцев на мысль о желательности иметь своего, «древлеправославного», епископа, который бы рукополагал в попов своих, испытанных людей. Первая попытка в этом направлении, относящаяся к 1730 г.,  неудачна. Патриарх Константинопольский Паисий II, которому в качестве кандидата на еписк. кафедру беглопоповцы предложили казначея покровского монастыря, инока Павла, соглашался на его утверждение, если он дает клятву быть верным учению православной церкви. Этого условия беглопоповцы принять не могли и дело расстроилось. Затем, у них было несколько лже-епископов, людей с сомнительным прошлым, в которых потом сами же беглопоповцы разочаровывались и прогоняли от себя. Один из этих лже-епископов (Анфим) был даже утоплен ими в Днестре. В дальнйших своих попытках иметь епископа беглопоповцы завязали сношения с восточной церковью С этой целью они отправили на Восток уполномоченных от себя монахов Павла и Геронтия. Остановившись по дороге на Восток в буковинском раскольничьем селении Белой Кринице, посланные узнали, что белокриницкие липоване (название раскольников Австрии) имеют грамоту, полученную в 1783 г. от имп. Иосифа II, которая разрешала им беспрепятственно исповедывать свою веру и иметь свое духовенство. Это обстоятельство побудило Павла ходатайствовать об учреждении в Белой Кринице старообрядческой apxиерейской кафедры. По доверенности от липован им было подано соответствующее прошение австрийскому правительству. Последнее потребовало подробных сведений о вероисповедании липован, о Белокриницком монастыре и проч. Для удовлетворения этого требования Павел сочинил «Устав», полный еретических толкований. Так, в нем содержатся утверждения о подлетном (не вечном) рождении Сына Божия, о непорочном зачатии Пресв. Девы Марии и неправильное учение об исхождении Св. Духа от Отца. Этот устав имеет для старообрядцев особенную важность. Через пять лет по представлении этого устава просьба австрийским правительством была удовлетворена. Получив разрешение на учреждение в Белой Кринице епископской кафедры, Павел, в обществе инока Белокриницкого монастыря – Алимпия, отправился на Восток, а Геронтий остался настоятелем монастыря. После многих попыток Павел и Алимпий наконец нашли в Константинополе заштатного греческого митрополита Амвросия, находившаяся в крайней материальной нужде. Прежде всего они постарались убедить его, что поступление к ним не является изменой православной вере. По их словам, он должен занять свободную кафедру митрополита в Белой Кринице и объединить под своею властью всех православных христиан Австрии, при этом они умолчали о том, что Амвросию придется проклясть мнимые ереси православной церкви и что он сам, как еретик, должен будет подвергнуться особому чиноприему. После долгих колебаний Амвросий согласился. Таким образом, под влиямем нужды и тяжелого семейного положения Амвросия (на его попечении был его ни к чему неспособный сын), а также вследствие умолчания Павлом о действительном отношении раскола к православию, свершилось это в высшей степени прискорбное событие в летописях церкви. Согласно условию, заключенному с ним Павлом, Амвросий должен был исполнять все согласно «устава», сочиненного Павлом, и, прежде чем вступить в управление Церковью, «принять себе отца духовного из наших священников (т. е. беглых попов), и что духовник будет предлагать необходимое в присоединении церковном, согласно правилам св. отец, то исполнять должен без всякого прекословия». По второму пункту условия Амвросий обязан был по приезде в Белую Криницу поставить себе преемника. Через две недели по приезде Амвросия в Криницу (1846 г.) составлен был «собор», на котором решено было принять его вторым чином чрез миропомазание. Амвросий был весь во власти раскольников и ему оставалось только подчиниться решению «собора». Этот (1846 г.) год и является годом учреждения Австрийской или Белокриницкой иерархии.

В 1847 г. Амвросий поставил во епископа Майносского липованского дьяка Киприана Тимофеева, с именем Кирилла, и во епископа Славского – Аркадия (Лысого). Когда до русского правительства дошли сведения о событиях в Белой Кринице, то оно сделало представление чрез Св. Синод константинопольскому патриархy, а этот последний потребовал от Амвросия возвращения, но он отказался. Однако, по настоянию русского правительства, Амвросий был удален из Белой Криницы австр. правительством в г. Цилль (Штирия), где и умер в 1863 г. Кирилл в свою очередь поставил Онуфрия (Парусова) во епископа Браиловского и Софрония – во епископа Симбирского, а эти два последние возвели Кирилла в митрополита Белокриницкого. Как ни успешно шло дело образования Белокриницкой иерархии, однако, многие из её даже последователей в виду обмана и лжи, допущенных Павлом при совращении Амвросия, сомневались в законности и благодатности своего священства. – Чрез 16 лет по возникновении Австрийской иерархии, а именно, в 1862 г., между её последователями произошел раскол. Один из старообрядцев, по имени Иларион Егоров Кабанов, называвший себя «ксенос», т. е. убогий, пришел к убеждению, что слово Иисус не есть имя к.-н. бога, как еретически учат и беспоповцы, и поповцы, но что оно есть имя Спасителя и что крест четвероконечный, называемый мерзостью запустения, равночестен, с восьмиконечным крестом. Усматривая в раскольничьих толкованиях богохульство, Кабанов составил Окружное послание, в котором решительно осуждал лжеучение беспоповцев о греко-российской церкви и утверждал, что истинное священство и бескровная жертва пребудут до скончания века и что это священство находится в русской и греческой церквах и у них, старообрядцев, как заимствовавших источник священства чрез м. Амвросия у греков. К православной же Россииской церкви он предъявил обвинение лишь в произнесении клятв в 1666 – 7 гг. и за порицательные отзывы полемических книг прежнего времени на так называемые «старые обряды». Под Окружным посланием подписались и некоторые из старообрядческих епископов. Это-то послание и явилось причиной разделения поповцев на две партии. Согласные с учением, изложенным в нем, получили название окружников, а не принявшие его – противоокружников. Чтобы умиротворить обе враждующие партии, некоторые из подписавших Окружное послание старообрядческих епископов, во главе с Кириллом, отреклись от него 24 февраля 1863 г. Окружное послание было соборне предано уничтожению и собор признал его «яко не бывшее». Сторонники же послания – окружники в свою очередь принесли жалобу учредителю Белокриницкой иерархии м. Амвросию, который признал учение послания полезным и всех, уничтоживших его, предал клятве. Споры окружников и противоокружников этим не кончились. На соборе, бывшем в 1868 г. в Белой Кринице, постановлено было признать послание «ложным писанием» и над приемлющими его произнесено было отлучение от церкви. То же отношение к Окружному посланию высказал и раскольничий Московский Духовный Совет.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle