издательство П.П. Сойкина

Источник

Брак

Брак. Брак есть таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание во взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Простр. Хр. Кат.). Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное Богом первым людям. Таинственное соединение людей в браке, по мысли Творца, должно простираться до единения их в плоть едину. Бог, сотворив первого человека, дал ему одну жену, так как только в моногамии возможно полное проявление взаимной близости. Хотя первым элементом брака является элемент физический, как стремление к осуществлению вложенной в человека, подобно всем живым существам, потребности – соединения двух лиц разного пола, но отличие брака человека состоит в нравственном элементе, лежащем в основе брака. Поэтому брак, лишенный нравственного элемента, низводил бы человека в ряд остальных животных, подчиняющихся лишь инстинкту. Таким образом с понятием о браке неразрывно связано представление о долге и самопожертвовании, которые возлагаются на брачущихся. Юридический элемент брака, выражающийся в трех видах – политическом, экономическом и гражданском, выяснялся и вырабатывался постепенно. Однако, как ни важен этот последний элемент брака, но в основу его должен быть поставлен элемент нравственный, религиозный. Никакие юридические определения не могут охватить сложности семейных отношений, где преобладает элемент нравственный. Бог, сотворив первую брачную чету, тем самым положил начало человеческому роду, и потому физический элемент в браке следует понимать не столько как удовлетворение природного инстинкта, сколько как осуществление воли Творца. Отсюда уже в Ветх. Завете повсюду выражается взгляд на брак, как на дело благословляемое Самим Богом (Быт. 24, Притч. 19,14 Малах. 2,14). Грехопадение первых людей поколебало идеальные основания о браке и потому семейная жизнь последующих людей оказалась полна неустройств и правильное воззрение на брак у большинства из них утратилось. Так, ближайшие уже потомки Авраама придерживались многобрачия (Быт. 22, 23, 29,15 – 29), наложничества. У евреев вошел в обычай и принудительный брак (Быт. 38). Моисей старался упорядочить брачный вопрос у евреев и поставить его в нормальные условия. Он ограничил исключительные права мужа и указал почетное место женщине в семейной жизни, подобающее ей, как жене и матери (Исх. 20, 12; 21, 15, 17; Втор. 27, 16), упорядочил развод (24,1 – 4), в некоторых случаях ограничив его свободу (22, 13 – 29). Основная причина извращения взгляда у народов на брак до христианства заключается в первородном грехе и наказании за него. Лишь в христианстве брак достигает полноты совершенства и действительного значения таинства и в словах Спасителя (Mф. 19, 5 – 6) он получает подтверждение своего высокаго значения, являясь образом таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5, 32).

Предварительный действия пред  совершением брака; совершитель брака; время венчания. Предварительно совершения брака, Церковь троекратно в собрании народа в храме оглашает имеющий совершиться брак, с целью дознания, нет ли законных препятствий к совершению брака. На основании произведенного дознания составляется обыск. Сами же брачующиеся должны приготовить себя к новой жизни молитвой, постом, покаянием и причащением св. Тайн, почему совершение брака, по уставу Церкви, полагается после литургии. Наконец, родители, по обычаю существовавниему, еще в Ветх. Зав. (Быт. 24, 60), предварительно благословляют жениха и невесту.

Так как брак есть таинство, то для совершения брака необходимо участие священника. По Кормчей, таким священником должен быть приходский священник жениха или невесты. Это правило подтверждено в Дух. Регламенте и в указе 1731 г. Поэтому, в случае необходимости венчаться в чужом приходе, нужно иметь особое разрешение своего приходского священника (18, 41 ст. инстр. благоч.). Гражданский юридический акт совершается в церкви же и тем же священником, который и составляет с этой целью обыск и метрику о браке.

Понятно, что монашествующие, как не имеющие права вести метрические акты, не венчают, хотя канонически совершать венчание может всякий клирик, не ниже священника. В нашей церкви можно найти несколько случаев, когда венчание августейших особ совершалось черным духовенством.

Местом совершения правослабного брака, является церковь. Венчание вне церкви допускается лишь с особого в каждом случае разрешения архиерея.

Время венчания ограничено. Нельзя венчать, когда нет свидетелей брака, и потому – ночью. Нельзя совершать браков в церковные посты, а именно: 1) от недели мясопустной до Фомина воскресения, 2) в посты – Петров, Успенский и Филиппов, 3) в святые дни праздников P. X. по 6 января и 4) в посты однодневные, т. е; в навечерия среды и пятка, на основании церковного исчисления суток. Наряду с однодневными постами поставлены праздники (воскресные и праздничные дни, дни коронации и восшествия на престол государя). Впрочем, неправильное по времени венчание не теряет своей законной силы;

Чинопоследование брака состоит из двух действий: а) обручения и б) венчания. Подробное описание его можно найти в требнике. История этих обрядов восходит ко временам ветхозаветным, когда благословение брака имело несомненно религиозный характер. В Ветх. Завете участие в брачном обряде раввина было обязательно: раввин являлся свидетелем брачного контракта, он же возлагал на невесту священное покрывало, произносил семь благословений и предлагал жениху и невесте чашу с вином. В еврейском браке мы встречаем и кольцо, и соединение рук, и круговое движение (невесты) и начало употребления венцов. В древне-христианской церкви обряды обручения и венчания совершались отдельно, причем обряд обручения был гражданским актом, а обряд венчания – церковным. Об обручении, как церковном обряде, можно с уверенностью говорить с XVIII века, не раньше. Благословение обручаемых горящими свечами упоминается в списках XV в., а в XVI в. обручение кольцами иногда заменялось обручением крестами. К. XVII в. чин обручения,  постепенно развиваясь и видоизменяясь, получил свой настоящий вид. Что касается церковного венчания, то этот обряд старше обручения и упоминание о нем мы находим у св. Игнатия, св. Климента александрийского и др. В соч. Тертулиана – «К жене» имеется косвенное указание на то, что церковное благословение брака в первой христианской церкви соединялось с Божественной Литургией. Сравнение теперешнего чина венчания с чином литургии показывает, что он по отделении от литургии в самостоятельный обряд сохранил её тип (апостол, евангелие, сугубая и просительная ектеньи, сподоби нас Владыко, Отче наш....), а в древних списках венчания, в ХШ в., встречается возглашение: «прежде-освященная святая святым». Ко времени же составления чина венчания брачные обряды были уже в употреблении у христиан и с известным выбором были внесены в состав чинопоследования. Значение некоторых из обрядов венчания таково. Взаимный обмен кольцами указывает на взаимный обмен правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность. Венец – символ торжества и величия. Употребление венцов относится к IV веку, когда прекратились гонения на христианство и оно восторжествовало. В древности венцы представляли, как это и теперь сохранилось в греческой церкви, венки из цветов и растений. В северных странах вошли в употребление сперва деревянные венцы, а затем – металлические. Форма их – форма царской короны. Условия юридической действительности брака. Для действительности заключенного брака необходимо выполнение ряда требований, предъявляемых законом к браку со стороны физического, морального, юридического и церковного его элементов. Физическим элементом брака являются возраст и природные способности к браку отдельных лиц. Моральным элементом – родство, согласие на брак жениха и невесты и их родителей. Юридический элемент вытекает из общественного положения жениха, его государственной и общественной правоспособностей. Наконец, церковный элемент, входя в состав вышеуказанных трех, в то же время вносит специальные запрещения и ограничения числа браков.

а)      Возраст. Стоглав и Кормчая определили для России возраст жениха и невесты 15 и 12 лет. Указ 1774 г. увеличил брачный возраст женщины до 13 лет. В 1830 г. по Высочайшему указу установлен возраст, действующий и теперь, для мужчины 18 лет и для женщины 16 лет, с оставлением прежнего возраста для жителей Кавказа. Этот последний возраст называется церковным совершеннолетием, в отличие от гражданского (18 и 16 лет), явившегося позднее. Для офицеров гражданский возраст определен – 23 года (Св. в. п. VII, ст. 946). В случае нарушения закона о церковном совершеннолетии, супруги разлучаются до исполнения возраста (29 ст. X т. и 218 Уст. Дух. Кон.) или же их брак расторгается (209 ст. Уст. Дух. Кон.). Офицеры, нарушившие закон о гражданском возрасте (23 г.), увольняются в запас, но брак их остается в силе (Выс. пов. 29 апр. 1885 г. и 21 апр. 1887 г.). Предельным возрастом, при котором нельзя вступать в брак старым лицам, является 80 лет (4 ст. 1 ч. X т.); такой брак считается незаконным (ст. 37 п. 5). Но и для вступающих в брак свыше 60 лет требуется разрешение apxиерея. Большое различие в возрасте жениха и невесты тоже является препятствием к браку (ук. Св. Син. 1860 г. 20 февр.). Кроме неспособности к браку по возрасту может иметь место неспособность вследствии телесного или душевного недостатка. Если эта неспособность имела место до брака, то брак признается незаконным. Неспособность по телесным недостаткам, по безумию или сумасниествию (5, 37 ст. 1 ч. X т. 205, 208 ст. Уст. Дух. Кон.) удостоверяется медицинским осмотром.

б)      Моральным препятствием к браку служит близкое родство. По действующему праву (ср. указ Св. Синода 19 янв. 1810 г.) в кровном родстве брак воспрещается в прямой и боковых линиях до 4 степени включительно. В двухродном свойстве браки безусловно не допускаются в первых 4 степенях. В трехродном свойстве браки воспрещены в 1 степени, в остальных же разрешаются, согл. указам Св. Синода 25 апр. 1841 г. и 28 марта 1859 г., с разрешения архиерея. Разрешение же apxиерея требуется и в случаях, где чрез брак произойдет смешение родственных имен (напр., отец и сын, поженившись на троюродных сестрах, 6удут вместе с тем и шурьями). Точно также признается равносильным кровному родству родство физическое, происходящее от незаконного сожительства (см. С. Григоровский. О родстве и свойстве, стр. 12).

в)      Вторым моральным условием, и вместе с тем главным, является согласие на брак самих брачущихся, данное ими взаимно и непринужденно. Это yсловие – главное потому, что оно является причиной самого брака и без него нет и брака. Поэтому закон запрещает родителям (или опекунам) принуждать своих детей (или вверенных опеке) ко вступлению в брак против их желания (12 ст. 1 ч. X т.). Брак по насилию признается незаконным. Вместе с тем и брачующиеся должны иметь согласие на брак со стороны родителей, опекунов и попечителей (ст. 6, ч. 1, т. X). Однако это последнее требование имеет условный характер, посколько оно находится в согласии с гражданской правоспособностью лиц, достигших гражданского совершеннолетия. В частности, закон даже определенно освобождает детей от получения благословения родителей или опекунов на брак. Так, состоящие под опекой девицы ограждаются судом от произвола опекунов (ст. 7 и 264, ч. 1, т. X). Дети раскольников, перешедшие в православие, могут не испрашивать согласия на брак у родителей, оставшихся в расколе.

г)       Юридические препятствия к браку. Лицам, состоящим на государственной службе, запрещается вступать в брак без разрешения их начальств (ст. 9. ч. 1, т. X). Запрещается вступать в новый брак во время существования прежнего, нерасторгнутого законом (ст. 20, ч. 1, т. X). Это же запрещение распространяется на супруга, по вине которого брак расторгнут (253 ст. Уст. Дух. Конс.). Затем вступать в брак запрещается нижним чинам, состоящим на действительной военнойслужбе (уст. о воин. пов. ст. 25), пока не уволятся в запас (ст. 27 и 28). Исключение представляется для вдовых, имеющих детей, унтер-офицеров, отбывающих сверхсрочную службу (приказ в. в. 17 июня 1866 г. № 173) и для всех, проходящих службу в некоторых областях, перечисленных в законе (св. в. п. VII, ст. 947 – 948). Наконец, воспитанники учебных заведений не могут вступать в брак до окончания курса или выхода из учебного заведения. Однако студентам высших учебн. заведений предоставляется право просить свое начальство о разрешении на вступление в брак при условии продолжения образования. Для браков ссыльных существуют особые законы (см. С. Григоровский О браке и разводе).

д)     Религиозные условия законности брака. Церковь ограничивает число лиц, имеющих возможность вступить в брак, в силу условий нравственного порядка. Так, не могут вступить в брак лица, давшие обет безбрачия. Поэтому не могут вступать в брак монашествующие или священники и диаконы, принявшие сан до брака или овдовевшие (ст. 2,37 п. 6 ч. 1 т. X) и нарушители закона наказываются лишением сана. Вместе с тем Церковь ограничивает и число браков (три), при чем в их счет включается и расторгнутый брак. Третий брак уже налагает на мирян церковную епитимию, а второй брак влечет некоторые ограничения в правах. Так, запрещается второбрачных возводить на иерархические степени, псаломщики, вступившие во второй брак, лишаются права носить стихарь. Далее, Церковь ввела особый вид родства, который тоже является препятствием к браку, это – духовное родство, возникающее чрез восприятие крещаемого. Именно, браки не могут быть допускаемы между восприемником и матерью воспринятого, между восприемницей и отцом воспринятого. Наконец, различие религии жениха и невесты тоже является брачным препятствием, ибо различие религий может служить причиной многих несогласий в семейной жизни. Каждая из сторон будет стремиться перевести в свою религию, при чем при таких попытках может быть допущено иноверным супругом умаление православной веры. Ап. Павел неодобрительно смотрел на такие браки. «Не уместно нам, говорит он, запрягаться в одно ярмо с неверными» (2Кор. 6 14) и православная церковь строго придерживается этого повеления апостола. Так, всем Россииским подданным православного и римско-католического исповеданий запрещаются браки с нехристианами, а протестантского исповедания – с язычниками (ст. 85, ч, 1, т. X) и браки православных с нехристианами признаются незаконными и недействительными (ст. 37 п. 7). Различие исповеданий также является препятствием к браку. До Петра I смешанные браки с лютеранами и католиками совершенно не допускались. Разрешение вступать в эти браки последовали в 1720 г. Ныне лицам православного исповедания разрешается беспрепятственно вступать в браки с лицами всех христианских исповеданий (ст. 61), по выполнении некоторых формальностей. Такие браки венчаются православным в православной церкви и рожденные в нем дети должны быть крещены и воспитываемы по правилам православной веры. Исключение представляет собою Финляндия. Здесь венчание смешанных браков производится в обеих церквах и дети должны воспитываться в той вере, к которой принадлежит отец. Брак православного с раскольником допускается при условии принятия последним соединения с православной церковью. В случае желания раскольников совершить брак в православной церкви, они обязуются под присягой не иметь общения по вере с раскольниками (ст. 33). Только такие браки и признаются законными в церковном отношении. Повенчанные же старообрядческими попами, вне православной церкви считаются любодейными сопряжениями и приобретают силу в гражданском отношении чрез запись в особые метрические книги, ведение которых принадлежим полиции. По этому раскольничьи браки расторгаются по суду. – О браках лиц не христианских исповеданий при переходе кого-либо из супругов в православие действуют постановления гражданского закона (ст. 79,80,81,82,83,84).

Прекращение брака, развод. Так как Церковь благославляет брачный союз во образ союза Христа с Церковью, то брак идеальный нерасторжим. Христианское учение дает и средство к достижению идеальной брачной жизни – благодать таинства. Посему первая христианская Церковь, строго придерживаясь взгляда на брак как единобрачие, в лице некоторых отцов и учителей Церкви, заповедовала вдовцам не жениться, а вдовам – не выходить замуж. Таким образом, с религиозной стороны не может быть и вопроса о прекращении брака и о разводе. Но Церковь, проповедуя единственно-правильный взгляд на брак, как на единобрачие, в то-же время не могла не считаться с слабостями человеческими и с злой волей людей. Наконец, большим препятствием к восприятию всёми людьми христианского взгляда на брак служит то обстоятельство, что брак старше по времени христианства и принят был последним уже в сложившихся формах. Закон о браке сложился не всецело под влиянием христианства, а также и на основании обычаев, установленных практикой брачной жизни человечества за все время его существования на земле. Во внимание к слабостям человеческим, уже св. ап. Павел находит возможным признать, что смертью брак прекращается и остающийся вдовым супруг может вступить в новый брак (1Кор. 7, 39). Затем, Церковь нашла возможным освободить от брака одного из супругов, когда другой или неспособен продолжать брачный союз, или же находится в продолжительном отсутствии (напр. плен). Далее, супружеская неверность нарушает чистоту брачного союза. В России брачное законодательство отливается в определенные формы с эпохи преобразований Петра В. вплоть до издания Свода Законов 1832 г. и Устава Духовных Консистории 1841 г. До этого периода по брачному законодательству было сделано очень мало. По действующему праву, брак прекращается со смертью одного из супругов и оставшийся в живых может вступить, при не имении к тому препятствий, в новый брак (Уст. Дух. Коне. ст. 222). Случаи, в которых происходит расторжение брака, можно разбить на две категории: 1) Если один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, то брак расторгается по просьбе другого супруга. Но брак считается прекратившимся лишь по получении согласия на расторжение от другого супруга и по решению епархиального суда о расторжении брака (225 – 229 ст. Уст. Дух. Конс.). В случае безвестного отсутствия в течение 5 лет, при чем этот срок должен быть установлен законным порядком, покинутый супруг может подать просьбу о расторжении брака, но до изъявления им своего желания и до решения духовного суда о расторжении брака, этот брак остается в силе. Порядок же производства дел по прошениям о расторжении брака по безвестному отсутствию определяется в Высочайшим повелением 14 января 1895-г. 2) Дела о разводе, этой второй категории производятся по искам одной из сторон. Они представляют собой дела о расторжении брака по неспособности одного из супругов к брачному сожитию и дела по оскорблению одним из супругов чистоты брака прелюбодеянием (ст. 238. Уст. Дух. Конс.). По иску о расторжении по неспособности брак может быть расторгнут не ранее трех лет, при чем должна быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. (242 – 243). По иску о расторжении по прелюбодеянию доказательствами, подтверждающими факт прелюбодеяния, признаются показания очевидцев – свидетелей, прижития детей вне законного союза, а также совокупность все улик, устанавливающих наличие преступления (ст. 249).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle