издательство П.П. Сойкина

Источник

Августин

Августин – Аврелий, блаж. еп. Иппонский – знаменитый учитель церкви IV в. (353 – 430), оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на Западе. Воспитанный под двухсторонним влиянием отца-язычника и матери-христианки, А., после бурно проведенной молодости, искал успокоения и удовлетворения своим философским и религиозным запросам сначала в секте манихеев, а затем в школе неоплатоников. Познакомившись в Медиолане с св. Амвросием, под влиянием последнего А. принял христианство (в 387 г.), раздал, затем, бедным все имущество и предался аскетическим подвигам. В 391 г. он выступил в Иппоне на поприще пастырской и учительской деятельности, сначала в сане пресвитера, а с 395 г. – в сане епископа, заявив себя ревностным борцом с ересями, расколами и язычеством. Последнему он нанес решительный удар знаменитой апологией «О граде Божием», над которой трудился 14 лет. Основными пунктами философско – догматического богословствования А. являются учете о Св. Троице, о грехе и благодати. Догматическими и преимущественно полемическими трактатами по этим вопросам он положил начало новому направлению богословской мысли, впервые выдвинув в богословской науке так называемые антропологические вопросы, т. е. об отношении человека к Богу.

Из догматических и полемических трудов А. выделяются «Энхиридиан» и трактаты против манихеев, донатистов, пелагиан и полупелагиан. Глубокое понимание Св. Писания он обнаружил в «Комментарии» на значительную часть библии, ораторские дарования – в проповедях, а возвышенное нравственное учение – в ряде этических трактатов. Автобиографические сочинения А. – «Исповедь», «Исправления» и «Письма» – являются главным источником сведений о знаменитом учителе церкви. В русской литературе имеются исследования: арх. Сергия «Учение бл. Августина в связи с обстоятельствами его жизни», Красина «Творение бл. Августина «De civitate Dei», как апология христианства в борьбе с язычеством», Родникова «Учение бл. Августина об отношении между церковью и государством» (докт. дисс.), Писарева «Учение бл. Августина о человеке в его отношении к Богу» и др. Главнейшие творения А. изданы в русском переводе при Киевской дух. академии. Память его 15 июня.

Августин, св. муч. пострадавший в Никомидии. Память 7 мая.

Августин, св. муч. Антиохийский. Память 16 ноября.

Августин или Аустин, просветитель англо-саксов и первый архиепископ Кентерберийский, причисленный католическою церковью к лику святых.

Августин, архиепископ Московский, в Mиpe А. В. Виноградский (1766 – 1819), управлявший Московской митрополией в тяжелую для неё годину нашествия французов. Пройдя последовательно должности префекта, профессора философии и ректора Московской семинарии, затем настоятеля монастырей Можайского, Лужецкого и Московских Богоявленского и Заиконоспасского и, наконец, ректора Московской академии, А. в 1804 г. был хиротонисан во епископа Дмитровского. Московский митрополит Платон, любивший и ценивший умного и талантливого викария, возложил на него бремя всего епархиального управления. Обладая даром красноречия, А. особенно блеснул им в слове по случаю Тильзитского мира и в напутственной речи Государю и войскам в 1812 г., чем обратил на себя царское внимание. За деятельность и заслуги в 1812 г., он был назначен после митр. Платона управляющим Московской митрополией, но только в сане архиепископа. Ученые труды А. – курсы богословия, толкования на апостольские послания, латинские трактаты и др. – сохранились преимущественно в рукописях.

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский, в Mиpe М. С. Сахаров (1768 – 1841). Окончив в 1792 г. Спб. Александроневскую главную семинарию (ныне академия) и заняв вскоре здесь же кафедру кpacнopeчия и греческого языка, А., затем, в сане архимандрита проходил должности ректора Ярославской и Рязанской семинарий и законоучителя 2-го Спб. кадетского корпуса. Хиротонисанный в 1806 г. во епископа Оренбургского и Уфимского, он, ради углубления в научные занятия, ушел в 1818 г. на покой и проживал в Варницком монастыре, Ярославской епархии. Здесь был составлен им капитальный труд в 15 томах – «Полное собрание духовных законов», не признанный, однако, митр. Филаретом, которому было поручено его рассмотрение, годным к печати. Труд этот хранится в архиве Св. Синода. Дополнением к нему явилось еще 6 томов «Полного систематического свода духовных законов православной грекороссийской Христовой церкви». Кроме того после А. остались: «Библейский словарь», «73 беседы на Деяния Апостольские», перевод с греческого бесед на Пятокнижие (в 5 частях), «Записки к начертанию руководства для упражнения в словесных науках» и др., напечатаны же из его, трудов очень немногие (30 проповедей, переводный трактат «о владычестве человеческого разума над страстями», лирическое творение «Евергет» и «Письма к разным лицам»).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle