издательство П.П. Сойкина

Источник

Афанасий

Афанасий Великий, Архиепископ Александрийский, св. отец Церкви (293 – 373), известен борьбою с арианством и своею твердою, непоколебимою верою.

О жизни святого А. известно не много, особенно о его юношестве. Родился он в Александрии, здесь же и учился, и в 319 г. посвящен в диакона. В 325 г. А. был анагностом – чтецом епископа Александра, с которым был на Никейском соборе, где выступал против Ария. В 326 г. А. избран на александрийскую кафедру. Епископом А. объезжал церкви, произносил речи против арианствa и поучал истинной вере. Но, несмотря на твердую преданность правому делу, А. всю жизнь терпел злоключения. Имп. Константин колебался между арианством и православием, а арианствующие пресвитеры жаловались на А., препятствовавшего им распространять ересь. Хотя А. опроверг жалобы, но имп. удалил его в Трир, в Галлию. В ссылке А. пробыл 2 года (335 – 337), и только после смерти Константина возвратился к обрадованной пастве. Но его снова удалил префект Филарии, а на место епископа посадил Григория Каппадокийского. Ариане также требовали удаления А., как смещенного императором. Афанасий отправляется в Рим (339), а, затем, скитаясь в Галлии, основывал здесь монастыри и поучал.

А. был на соборах Римском (341) и Сардикийском (343), папа Юлий признал его невиновным но только в 346 А. возвращается в Александрии. Но нападки на него продолжались и А. принужден был бежать в 356 году и скрываться в пустыни, где и жил уединенно до 362 года, занимаясь литературным трудом. В 362 г. А. хлопочет на соборе о сближении никейцев и амузиан. В 364 возвращается в Александрию, но в следующий год снова принужден уехать; но это последнее вызвало сильное волнение среди христиан, – А. возвращается в 366 г. и епископствует до смерти, последовавшей 2 мая 373 года. Всю жизнь терпел А. гонения за правду, пять раз удалялся от паствы, но умер на кафедре. После А. остались многочисленные труды. Апологетические труды написаны ок. 319 г. – в юношеские годы. За время епископства А. писал полемические произведения против ариан, аполлинариан. В своих догматико-исторических сочин., А. описывает соборы, на которых присутствовал. А. к монашествующим писал послания и поучения, содержания правила строгой жизни. Ко времени пасхи епископ оповещал Церкви о времени празднования – и эти послания А. дошли до нас. Не говоря уже об историческом значении трудов св. Афанасия – мысли и доказательства его и теперь имеют великое значение и силу.

Язык А. богатый, образный, украшенный диалектикой и св. писанием дает много и уму и сердцу. Многие формулы св. Афанасия и до сих пор живы в доказательствах религиозных истин. Он не только разбивал арианство и доказывал его лживость, но более трудился над разъяснением сущности христианского учения, его догматов и истин.

Афанасий еп., священном, и Анфуса прав. В царствование Валериана (253 – 259) Анфуса, язычница, отправилась к Афанасию в Тар, где он епископствовал, чтобы слышать его проповедь. Афанасий встретил ее; Анфуса не вернулась на родину, а приняла монашество. После её кончины А. был замучен. Пам. 22 авг.

Афанасий преп. исповедник – инок Петропавловского цареградского монастыря. При Льве Исаврийском (813 – 20) подвергся гонению за почитание икон. Пам. 22 февр.

Афанасий Афонский пр., ученик пр. Михаила Малеина, сконч. 5 июля 1000 года.

Афанасий св. муч. Киликшский при Диоклетиане. Пам. 4 янв.

Афанасий – Волхв св. муч. вместе с Георг. Побед. 23 апр.

Афанасий чтец св. муч. при Максимиане. Пом. 20 июня.

Афанасий св. муч. Мелитинский. Пам. 7 ноября.

Афанасий св. муч. Из числа 40 Севастийских муч. Пам. 9 марта.

Афанасий Индийский пр. испов., сподвижник Никиты исп. Пам. 26 окт.

Афанасий затворник печерск., ск. ок. 1176 г. Пам. 2 дек.

Афанасий уч. преп. Сергия Радонежск. Был игуменом Серпуховского Высоцкого мон. В 1387 г. отправился в Констант, с Киприаном и поселился в Покровск. мон. Сконч. 1401 г..

Афанасий св. преподобномуч., игумен брестский (1592 – 1647 г.). Поборник православия во время введения униатства. Получил хорошее образование, был принят в польском обществе, воспитывая придворного шляхтича Лубу. Вступил в виленский Святодухов мон., был посылаем в разные монастыри для наставления в вере. Когда униаты стали теснить православных, А. ездил в Москву. Был принят Михал Феод. и получил деньги на борьбу с униатством. В 1640 г. А. – игумен Берестйского монастыря. Выступил в защиту православия на сейме 1643 г., но был заключен в тюрьму, как сумасшедший; после осужден и приговорен к смертной казни 5 сент. 1648 г. Его мощи в Брест, мон. Пам. 20 июля и 5 сент.

Афанасий (Любимов) епископ. Родился в 1641 г. в Сибири, в раскольничьей семье. Поступил в патр. шк. в Москве. Принял пострижение; в 1675 г. возведен в сан игумена Тобольск. Успенского мон. Патриарх Иоаким вызвал его в Москву для приготовления к печати переводов св. писания. В 1682 г. А. хиротонисан во епископа во вновь открытую Холмогорскую епархии. Участвуя в прениях с раскольниками, был оскорблен Никитою Пустосвятом. Украсил епархии церквами. Охранял север от нападений шведов. После него остались и литературные труды.

Афанасий (Василий Пархомович) сын свящ. Полтавской епархии, в 1853 г. окончил Киевск. акад., служил по духовно-учебному ведомству, в 1885 г., по пострижении в монашество, назначен епископом новгород-северским, с 1894 г. по 1908 г. – архиепископ Донской. Скончался в 1911 г., пребывая на покое в Бессарабии (в Гербовецком монастыре).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle