издательство П.П. Сойкина

Источник

Аскетизм

Аскетизм (ἄσκησις – упражнение, подготовление к борьбе, позже – упражнения для добродетельной жизни). Слово а., употреблявшееся у древних греческих писателей для обозначения приготовления к борьбе, телесных упражнений, в средние века получило иной смысл – упражнение духа и тела, как путь к спасению и достижению небесного блаженства в будущей жизни. Идея а. очень древняя и можно найти указания на аскетические требования в различных религиях у многих народов в разные времена. А. является почти неизбежной принадлежностью религии, дисциплиной религии. Бог сам положил запрет на древо позн.д. и з., указал на необходимость аскетизма – упражнения воли и помыслов. В Библии пример аскетизма – назорейство у иудеев, т. е. обет девственности для служения при скинии; отшельничество прор. Илии, Иоанна Предтечи – это образцы а. Ветхого завета. Иисус Христос в Евангелии неоднократно указывал на необходимость труда, самосовершенствования для достижения Царствия Божия. Он проповедывал воздержание, строгость жизни, нищету – да и вся жизнь Его, св. Учеников и Апостолов была аскетична, основана на отрицании себя для счастья ближних. В первые века христианства а. выразился в форме поста, отшельничества, презрения к пыткам и мученьям. Когда христианство стало господствующей религией, а. выражался в форме схимничества. Отцы церкви много потрудились над выяснением сущности и необходимости а. Самая религия христианская построена на самоотвержении, что уже есть а. Но вместе с тем религия предъявляет к человеку известные требования, по отношению к членам Церкви – вот почему а. не является необходимым признаком религии, почему и указано: «могий вместити, да вместит». Требования воздержания понимались различно о.о. церкви. На ряду с проповедью отшельничества (особенно в. IV в.) раздавались речи о большем подвиге: воздержании в обыденной жизни (св. Григорий богосл., Василий Вел.). Более распространенное понятие а: умеренность в желаниях и стремлениях, строгий контроль своих страстей, сообразование своих поступков с интересами ближних. Против а. возражают материалисты, не признающие духовного начала в людях. По их воззрениям тело должно стремиться к удовлетворению малейшего желания, что приведет к более полному развитию личности. Материалисты закрывают глаза на проявления духа в жизни, так что можно им не возражать, пока не убедятся, не поверят. Но даже с точки зрения только одной материи – и то необходима известная дисциплина тела, потому что излишества, капризное удовлетворение страстям разрушают организм. Есть много представителей материализма, противников церковности и веры, но все они, уже самым толкованием положений Церкви, признают её существование, а то, что их ученье после нескольких лет забывается, в то время как Церковь незыблема, доказывает ошибочность и ложность их теорий; то же самое в частности можно сказать и о их воззрении на а., который был, есть и будет, видоизменяясь по времени и в зависимости от общественной среды, но оставаясь непременным подвигом христианина.

А. в нехристианских религиях также играет важную роль. Так, весь буддизм построен на отрицании мира, на стремлении к сосредоточиванию человека в себе. «Нирванна» – это торжество аскетизма. В религиях египтян, персов и прочих язычников, где жрецы – священники были в то же время очень часто и народными властителями, а. не был в числе обязательных требований для всех, но сами жрецы были аскетами. Религия греков, хотя и была философской по существу, признавала а., отдельные философы проповедывали воздержание(стоики) или даже полную бездеятельность ради познания (Диоген). Хотя раздаются голоса о несамостоятельности христианского а., о заимствовании его у индусов, греков и др. народов, но можно сказать, что если и были в начале сходные черты в а. языческом и христианском, то во всяком случае аскетизм христианский запечатлен совершенно особым характером.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle