издательство П.П. Сойкина

Источник

Армения

Армения. Страна, лежащая по обе стороны реки Ефрата: к востоку – Большая Армения и к западу Малая Армения. По преданию, и как указывают некоторые названия городов и мест, на горе Арарате остановился Ноев ковчег и там происходили многие события из жизни Ноя. Напр., Эривань в переводе значит «явлениe», так как оттуда Ной увидел землю; в Акорри Ной посадил виноградную лозу, в переводе «насаждение лозы» (это место в 1840 году разрушено землетрясением); Маранд – место матери, где Ной похоронил свою жену и где её гробница; Аррнойтон в переводе – «при ногах Ноя» – там погребен Ной и др. Название Армении пошло от греков и римлян, но туземцы именуют себя галками или торгомийцами. Страна много раз переходила из рук в руки, народ был несколько раз рассеян, а в настоящее время её владеют, поделив между собою, Россия, Турция и Персия. Армения – первое христианское государство. Христианство возникло там, по преданию, еще во время земной жизни Иисуса Христа. До IV века оно постепенно развивалось, а с IV века уже определилось: начали строиться церкви, основаны были епископии, вводились церковные обряды (брак, погребение), основывались причты, монастыри, убежища, созывались соборы. Церковная власть отдана в руки патриарха, или, как его теперь называют, католикоса, титул в употреблении и до сих пор. В конце VI века произошли споры между греческой и армянской Церквами, на почве которых начались смуты среди верующих армян, что повело даже к разделению внутри армянской церкви. Впоследствии, вмешательсто римской церкви не только не дало возможности грекам и армянам притти к какому-либо религиозному соглашению, но наложило на это время смут и сомнений свою печать, так что в настоящее время до 100.000 армян вовсе отпало от армянской Церкви и подпали под влияние римской, а есть даже уклонение и в протестанство. Отвержение 4-го Халкидонского и всех после него вселенских соборов повлекло за собою разногласие в Церквах православной и армянской. Благодаря этому, в древние, времена взгляд митрополитов и ученых на армян был как на изуверов и даже еретиков. Православным запрещались всякие сношения с армянами, но, вместе с тем, главы православной Церкви все время старались направить армян на путь правильного исповедания веры и искоренить их заблуждения, из коих главнейшие: непризнание Христа Единой ипостасью, состоящею из двух совершенных существ – божеской и человеческой, несогласие праздновать многие праздники вместе с православной церковью; употреблять для таинства Причащения не опресноки, а квасный хлеб и не цельное вино, а с водою, не признание Вселенских соборов и мн. др. Истинно-верующие армяне наотрез отказались подчиниться требованиям православной Церкви, но нашлись свободомыслящие, которым подобные уступки не казались существенно-важными, а потому соединение церквей иногда казалось очень близким и вероятным. Однакоже, этого не произошло и до сих пор. В Армении переведено кроме Библии, более 600 греческих и сирских сочинений, богослужебные книги и пр.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle