издательство П.П. Сойкина

Источник

Арианство

Арианство – ересь, возникшая в IV в.; название получила от александрийского пресвитера Ария, учившего, что сын Божий не подобен во всем Отцу, но создан Им, т. е. является творением Бога, но не Богом. Арий выступил со своим учением в 318 году, указывая на различие слов «единосущный» (принято Церковью) и «подобный» (как сказано в Библии). В 325 году на Вселенским Никейском соборе было признано правильным слово: «единосущный»; арианство же разделилось на два течения: последователи одного признавали, что Сын Божий не подобен Отцу (наз. аномои), другие, что подобен, но не по существу (омои); Арий учил, что, создав мир, Бог создал и посредника между Собой и миром – Сына Божия; аномои и учили, что, если Сын Божий не рожден Отцом, то, следовательно не подобен Ему ни в чем; число аномоев было не велико. Омой (Аэций, Евномий) полагали, что, если Сын Божий – посредник между Богом и миром, то у него есть подобие с Богом Отцом, но не полное; омоев обвиняли в проповеди многобожия (св. Василий Вел., бл. Августин). Ариане отделились от церкви, ими созывались самостоятельные соборы (в Антиохии 344 г., в Медиолане 345 г. в Сирмии 351). В 353 г. арианство получило распространение, т. к. Констанций, властвовавший над зап. и вост. империей, сочувствовал учению А. Было составлено арианское исповедание веры. Но среди ариан выделилась новая секта «василиан» (Василий анкирский), еще ближе стоявших к православным, которых оказалось большинство; омои были сосланы, отставлены от должностей. По смерти Констанция († 361 г.), ариане постепенно потеряли свое значение и силу. На последовавших православных соборах подтвержали Никейские постановления, так что в VI в. осталось не особенно значительное число Ариан.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle