издательство П.П. Сойкина

Источник

Апостольские

Апостольские братья – апостолики – сектанты, имеющие своей главой Гергарда Сагарелли. Возникла секта в Верхней Италии в XIII веке на почве упрощения пышности и обрядности римской Церкви, основываясь на простоте жизни самого Иисуса Христа и его последователей. Гонения на Сагарелли и его секту (1280 – 1287), обратили на себя внимание окружающих и учение его, по началу не сильно привившееся, стало распространяться. В 1294 г. Сагарелли, по принуждению, отрекся от своего учения, а в 1300 г., выступив с ним снова, сожжен. С его смертью, секта хотя и не уничтожилась, но и не развилась, так как на нее со всех сторон были гонения.

Апостольские мужи – современники и сотрудники апостолов. Многие из них (св. Варнова, св. Климент, св. Игнатш, св. Поликарп и др.) оставили свои писания, которыя были составлены на греческом языке, а затем переведены на сирский, коптский, ефиопский, армянский и русский.

Апостольский собор состоялся в Иерусалиме по поводу обсуждения вопроса об обрезании язычников при их переходе в христианство. Обращенные в христианство иудеи настаивали на этом и вообще на соверщении всех обрядов Моисеева закона, собрание же апостолов, во главе с апостолом. Петром, обратившим многих язычников без этих обрядов, постановило поступать в духе христовой срободы, и этим привлекло к спасению многих язычников.

Апостольские Постановления. Так называются правила об устройстве Церкви; происхождение их относят к V в. Русский перевод (1864 г.) озаглавлен: «Пост. св. апостолов через Климента епископа и гражданина римского». Сборник делится на 8 книг.– Их содержание: I книга – обязанности мирян в их сношениях между собой; II кн. – обязанности священнослужителей; III кн. – о вдовах и о крещении детей; IV кн. – о сиротах, об отношениях детей и родителей, V кн. – о мучениках и некоторых праздниках церковных; VI кн. – о еретиках; VII кн. – собрание молитв, гимнов, разъяснений и толкований их; VIII кн. – о церковных обрядах и обычаях; в восьмой книге содержатся древнейшая ли тургия. «Ап. Пост.» можно разделить на 3 части – по характеру письма и по иным указаниям; источники, которые удалось отыскать, относятся ко II – III вв. Сборник Ап. Пост, пользовался большим значением, даже был включен в число книг Нов. Зав.; но с другой стороны, в книгу вкралось так много ошибок, текст так долго не был закреплен, что явились и противники распространения «Ап. Пост.» и римский собор (496 г.) признал «Ап. П.» не каноническими. Некоторые из молитв и доныне употребляются в литургиях и служениях; многие правила вошли в «Кормчую книгу».

Апостольские правила называются так не потому, чтобы они были написаны рукою самих апостолов, но потому, что они представляют собою свод. преданий и обычаев древней Церкви, ведущих свое начало от времен апостольских, а равно и свод правил, составленных на основании этих преданий поместными соборами доникейского периода. Первоначально они не были известны всем Церквам в полном своем составе и сохранялись в разных Церквах по частям; в одно же целое они собраны были, по мнению ученых, разными лицами, в разные времена и не раньше начала IV века. Первоначальное значение их основывалось не на церковно-юридическом характере их (который они получили только со времени VI всел. собора), а на глубоком уважении к преданию и церковной практике первых трех веков, выраженной в этих правилах, и на согласии их, по содержанию и сущности, с новозаветным учением.

Соборы и отцы Церкви, ссылаясь на апостольские правила, не определяют числа их. Римский аббат Дионисий Малый (в конце V в.) первый поместил их в своем латинском переводе (с греческого) канонов восточной церкви в числе 50; но церковный писатель VI в. Иоанн Схоластик (бывший потом константинопольским патриархом) в своем изложении церковных правил поместил апостольские правила в числе 85. Трулльский собор признал их каноническими также в количестве 85. Затем и вся восточная Церковь, вместе со всеми своими знаменитыми канонистами (Фотием, Вальсамоном, Зонарой и др.), признает каноническими 85 апостольских правил. Западная же Церковь признает и доселе только первые 50 правил, а остальные 35 хотя и помещает в своих сборниках церковных правил, но отмечает их как сомнительные.

Апостольские правила представляют собою образцы первоначальных церковных отношений и жизни во всей их свежести и полноте религиозного одушевления, и потому легли в основу всего последующего церковного законодательства. Соборы, начиная с IV в., ссылаются на них как на древние, осуждают произвольное отступление от них (1 всел. 2 и 15 пр., 11 всел. 6 пр., Гангр. 21 и пр.) и свои постановления подтверждают ссылками на них, как на свидетельства древности (III всел. 8 п., IV вс. 40 и т. п.).

Апостольское величество – титул, данный папой Сильвестром первому христианскому королю Венгрии Стефану, как ревностному распространителю христианской веры (999 – 1093 г.). Подтвержденной Марией Терезией, существовал до 1848 г., когда был отменен, но снова восстановлен в 1852 г.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle