издательство П.П. Сойкина

Источник

Андрей

Андрей – первый из двенадцати апостолов Христовых, именуемый поэтому «первозванным». По его имени, которое греческого происхождения, можно с уверенностью сказать, что он был «эллинистом», т. е. иудеем с греческим образованием. Раньше, чем удостоиться призвания самим Иисусом Христом, он был последователем Иоанна Крестителя, познав же учение Христова вместе с братом своим Петром (впоследствии тоже апостолом), стал Его учеником, но сведений о его деяниях за время его апостольства очень немного, он упоминается почти всегда лишь в числе прочих апостолов. Житие его составлено в VIII в. монахом Епифанием, но оно не относится к достоверным источникам. Предание приписывает ап. Андрею большие путешествия не только по Греции, но даже и по Poccии. Оно гласит, что ап. Андрей проповедывал язычникам русским учение Христово и в ознаменование сего воздвигнул крест на Кевских горах; в память его пребывания в Киеве явилась церковь, заложенная в 1086 г. великим князем Всеволодом Ярославичем. На самых же горах воздвигнуты храмы: в XIII в. во имя Воздвижения креста Господня, а в 1774 во имя св. Андрея Первозванного. В Турции он проповедывал Евангелие и распространял веру во Христа, а потому считается там просветителем. Там выстроена церковь и основано два монастыря во имя его. Почитается ап. Андрей и у сербов. Кончину ап. Андрей принял мученическую: за свою приверженность к учению Христа, он, так же как и Христос, был распят на кресте в Патрах в Пелопонесе около 67 г. по Р. Хр., (предполагают, что это было при Нероне). Крест, на котором страдал и скончался ап. Андрей, был, по преданию, не обычной формы, а косой, как латинская цифра X. Память его празднуется 20 ноября. Мощи его покоятся в Италии в соборе в Амальфи, глава же находится: часть в Риме, в церкви св. ап. Петра, часть в Амальфи, а часть в афонском андреевском скиту.

Андрей – имя, встречающееся часто в перечне святых восточной и западной Церкви. По православному месяцеслову имя Андрей бывает много раз в году. Память этих святых празднуется: 12 июня, 2 декабря, 21 сентября, 18 мая.

Андрей – архиеп. Критский, св. родился в VII в. в Дамаске. От рождения до семилетнего возраста был немым, но обрел дар слова на 8-м году, после принятия Св. Таин. С 14-ти лет он посвятил себя служению Богу, жил в монастыре, учился, но не только наукам богословским, а и светским. Благодаря своим богатым, разнообразным познаниям получает место секретаря к Иерусалимскому патриарху Феодору, а в 679 г. в Константинополе выступает в качестве его заместителя на шестом вселенском соборе. Вскоре после этого собора, создавшего ему известность за его суждения и выступления на нем, призывается в Константинополь, посвящается во диакона. С 685 до 711 г. он был архиепископом острова Крита, с 711 по 715 – он был участником монофелитского собора в Константинополе, причем выказал себя на нем горячим противником монофелитов. Св. Андрей был не только проповедннком, но и писателем, как проповедей, так и молитв и церковных песнопений. Особенно славен его «Великий Покаянный Канон», читаемый в великом посту.

Андрей св. преподобно-мученик, жил отшельником на острове Крите, принял мученическую кончину за иконопочитание. Память его 17 октября.

Андрей – архиепископ Кесарии Каппадокийской, первый из духовных писателей, чье толкование Апокалипсиса дошло до нас. Время жития его может быть установлено только приблизительно и потому одни относят его к V или VI веку, а другие к VII; из рассмотрения же его толкования Апокалипсиса можно вывести заключение, что он мог жить во второй половине V столетия. В своем толковании, А. Кес. находит в Апокалипсисе троякий смысл – соответственно трем составным частям человеческого существа: телу, душе и духу – смысл исторический, смысл иносказательный (тропологический) и смысл аналогический. Аналогический смысл, раскрывающий тайны будушего и жизни вечной есть главный смысл в Апокалипсисе и поэтому истолкование Апокалипсиса является делом величайшей трудности. Задача истолкования заключается в том, чтобы исторически проследить исполнение содержащихся в Апокалипсисе пророчеств, но А. Кес. признает, что это может быть достигнуто только отчасти, так как многие пророчества относятся к неопределенному будущему. Труд А. Кес. есть главное патристическое толкование на Апокалипсис.

Андрей – Христа ради юродивый св. был рабом у царского телохранителя в Константинополе с молодых лет. Он был скиф по рождению. Заметив его склонность и способность к науке, господин его научил греческому языку и он так хорошо усвоил все, преподаваемое учителем, что стал у своего господина секретарем. Но не это было его призванием: его манила к себе подвижническая жизнь. После ночного видения, он оставил все свои мирские занятия и, приняв вид юродивого, начал служить Богу. Приняв за безумного, отправили его в церковь Анастасии и следили там за ним. Явившаяся ему во сне мученица Анастасия укрепила его в его подвиге и он начал юродствовать настолько сильно, что его признали неизлечимым и из храма выпустили. Он, как юродивый, терпел везде поношения, побои, был грязен, но, вместе с тем, творил много чудес и предсказывал разные события. К этому времени относится его дружба с юношей Епифанием, сыном богатаго, знатного человека. Они были неразлучны, вместе и молились и вместе были удостоены великой милости Божией: видения в храме св. Богородицы. Помолясь на коленях, Богоматерь, обернувшись к ним своим ликом, простерла над ними свой плат (омофор), подобный молнии, и, как бы осеняя их, держала его над ними некоторое время. Затем это чудное видение скрылось. Глубоко потрясенные Андрей и Епифаний поведали всем об этом чуде и, в память его, возник день празднования Покрова Пресвятой Богородицы. Кончину св. Андрей принял в доме Епифания в 936 г., причем от тела его сразу распространилось небывалое благоухание. Но желающие взять тело для погребения уже не нашли его; на том же месте, где оно лежало, оставалось некоторое время благоухание.

Андрей Боголюбский, великий князь, св., родился в 1111 году, происхождения был очень высокого, даже знатного: отец его был вел. кн. Юрий Владимирович Долгорукий, а мать – дочь половецкого хана Аэпы Асеневича. Выращенный в прекрасных условиях, он получил образцовое воспитание и, по тому времени, хорошее – образование. Наделенный от природы глубоким умом и способностями он, кроме этого, был еще храбр, отважен и справедлив. Также был он религиозен и набожен, но отнюдь не старался проявлять эти чувства, а, наоборот, любил предаваться молитве и размышлениям втайне. Любовь к родине у него была так сильна, что заботам о ней он посвятил всю свою жизнь. Кроме внешнего благоустройства Руси ему приписывают устранение многих споров и междоусобиц, которые пагубно отражались на строе жизни. С совершеннолетия св. Андрей Боголюбский поселился в гор. Владимире на Клязьме, и с этих пор начинается его кипучая работа по заселению этого края переселенцами с юга. С отцом своим св. Андрей бывал много раз на юге России, но его всегда тянул оттуда обратно родной север. Нелюбовь к югу поддерживала в нем еще антипатия южно-русского населения к его отцу, действительно, неприятному по характеру человеку, а с отца, перешедшая на него. Несмотря на желание отца иметь его при себе, св. Андрей покинул юг и ушел в свои любимые места, взяв с собою из Киева чудотворную икону Божией Матери. Намерения его пожить покойно – не оправдались, так как вскоре (1157 г.) скончался его отец и его «посадили» княжить. Столицей своей он избрал Владимир, который достиг при нем своего полного благоустройства. Вблизи Владимира основал он гор. Боголюбов, давший ему его название Боголюбского. По преданию, город этот построен св. Андреем именно здесь по повелению самой Богородицы, явившейся св. Андрею во сне и приказавшей ему воздвинуть на этом месте церковь и монастырь. Вера в Бога и любовь к Нему руководили св. Андреем во всех его деяниях и его мнение было таково, что с помощью веры православной можно сделать все. Несмотря на такие идеально-чистые воззрения и такую благочестивую, плодотворную жизнь, конец св. Андрея был печальным: он был убит в 1175 г. В 1702 г. открылись его мощи и установлено празднование его памяти – 30-го июня.

Андрей, епископ сухумский, в мире князь Александр Ухтомский, высшее образование получил в Московской академии, которую окончил в 1895 г. В том же году принял монашество, в 1899 г. возведен в сан архимандрита и в 1907 г. возведен в сан епископа Мамадышского, в 1911 г. переведен в Сухум.

Свою службу начал преподавателем казанского дух. училища (1895 г.), затем был определен, последовательно инспектором Александровскй семинарии (1897 г.) и наблюдателем Казанских миссионерских курсов (1899 г.).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle