издательство П.П. Сойкина

Источник

Англия

Англия. История основания христианаства в Англии и первые века распространения церкви полны недостоверных преданий; борьба между язычниками и христианами велась, как и во всех других странах; так, известен Альбан (замучен в 303 г.), называемый первомучеником. Церковь укреплялась, рАсииирялась и на арелатском соборе присутствовали представители английской церкви – три епископа. Этот малоизвестный период называется британским. Второй период, англосаксонский, можно начинать с 597 г., когда прибыл в Англию Августин, посланный папою Григорием I. Августин был принят при дворе и назначен епископом. Он проповедывал христианство и, подчинен папе, и вскоре крестились нортумбэрленцы и ирландцы. К концу жизни Августин был назначен митрополитом, и передал преемникам вполне сформированный еписокопат. Центром церковного управления был Кентербери. Являются ученые защитники веры Христовой, напр. Алкуин. В VIII и IX в. Великобритания и Ирландия подвергались нападениям шведов, и многие церкви были разорены. Только в конце десятого века монастыри и церкви снова возраждаются началах более прочных, с более строгой дисциплиной (Архиепископ Дунастан 959 – 988). После этого периода, в котором представителям папской власти приходилось бороться с кельтским влиянием, наступает период полного подчинения английской церкви Риму; этот трети период назыв. норманнским, и пограничным годом можно считать – 1166 г. (битва при Гастингсе). Испортившеся нравы духовенства заставляли желать избавления от подобных духовных руководителей, и усиливающаяся центральная власть боролась с ними созданием стройной законодательной системы, а Вильгельм завоеватель изгнал многих епископов и аббатов, заменив их более достойными. Но при последующих властителях многие изгнанники были возвращены и восстановлена независимость церкви; дальнейшая борьба велась за полное подчинениe короля папской власти; в конце XII в. Фома Беккет выступил особенно рьяным противником подчинения духовенства гражданским законам; хотя он был убит, но подчиние папе все усиливалось. В 1208 году король Иоанн должен был принять архиепископом Стефана Ланктона. Папа Иннокентий III, чтобы добиться назначения, наложил на Иоанна интердикт. С XIII в. начинается упадок церкви; монахи и священники превращаются в чиновников. Доминиканские францисканские проповедники, явившиеся с суровой проповедью, скоро обогатились и забыли проповедуемую ими простоту и нищенство. Попытки отдельных личностей из среды духовенства (Епископ Гросит), боровшихся с тлетворным влиянием папства, не имели успеха; законодательные акты, стремившиеся ограничить власть папских чиновников, также не имели успеха. В половине XV в. начинается движение в церкви, стремление к самостоятельности. Джон Виклеф (1428 – 1484) переводит библию на народный язык и борется проповедью и пером против порабощения народа и церкви. Выступление Виклефа было первым предвестником реформам XVI в. Последователи Виклефа – лолларды так размножились, что их преследовали, как еретиков, и самый прах Виклефа был вырыт и сожжен.

Под влиянием германской реформации XIV в. и германского движения на материке, в Англии совершилась реформа, установившая англиканскую церковь. В то время как в Германии протестантское движение было народным, в Англии масса не созрела еще до сознания необходимости изменения церкви и дело переустройства духовенства взяло на себя правительство.

При Генрихе VIII произошел разрыв короля с папой. Когда папа отказал Генриху в разводе с женой, Екатериной Аррагонской, король стал теснить духовенство. Издается ряд указов, ограничивающих значение папы;  воспрещается апеллировать к папе; епископы назначаются без папских указов; уничтожаются налоги в пользу римского престола. Наконец, Генрих издает указ, которым папская власть признана недействительной, защитники папы считаются врагами, а главой церкви объявляется король, к которому переходят все звания и преимущества церковного приора, все доходы, отсылавшиеся в Рим. Духовенство было поставлено в полную зависимость от короля, им назначалось и к нему должно было апеллировать. С 1532 г. распорядителем церковных дел назначен Кромвель, именовавшийся старшим викарием. Чтобы окончательно лишить епископов власти, в 1535 г. издается особое запрещение им отправлять службу до тех пор, пока каждый в отдельности не испросит на то разрешения у короля и подпишет известные обязательства. Чтобы окончательно ослабить церковь, монастыри были закрыты, а земли отобраны в казну. Таким образом, внешне устройство церкви было изменено, но сущность осталась та же католическая; протестантизм смягчил только некоторые крайности, главным образом, в обрядовой стороне.

Важным является признание перевода библии и богослужение на народном языке. При преемнике Генриха Эдуарде VI продолжалось проведение в церкви принципов, введенных Генрихом.

Было отменено безбрачие духовенства, введено причащение sub utroque (в двух видах). Для оформления вероучения был созван комитет, составивший: «Книгу общих молитв», являющуюся и доныне главной основой англиканского богослужения (1549 г.). Архиепископ Кремес составил катехизм из 42 положений (1552 г.) После смерти Эдуарда на престол вступила Mapия, его сестра, при которой была восстановлена вполне католическая религия и главенство папы.

Эта церковная реакция принесла ту пользу, что народ понял непригодность католицизма и после пятилетнего царствования Марии (1553 – 58) охотно пошел за Елизаветой, восстановивнией и продолжавшей дело Генриха VIII.

Хотя были попытки вновь восстановить католицизм с одной стороны, а с другой – ярые приверженцы протестантизма желали, уничтожив новую религию, ввести протестанство, но и до сих пор в основе английской церкви лежит та же «Книга общих молитв» и катехизис Кремера. До революции 1688 г. только членам англиканской церкви давались полные гражданские права; лишь с этого времени начинается движение в сторону веротерпимости и ограничения значения англиканск. церкви. Одно за другим были отменены ограничения прав других вероисповеданий. В англиканской церкви существует три партии, три главных направления: идея партии реакционной заключается в том, чтобы вернуть церковь к её первоначальному виду, изгнать всякое влияние протестантизма; партия, противоположная ей желает, наоборот, ввести в практику англиканской церкви все положения протестантства; третья партия занимает промежуточное положение. Попытка первой партии очистить постановления церкви от позднейших постановлений известна под названием «оксфордское движение». Затем возникло недоразумение из-за введения в службу некоторых обрядов древней церкви; требуют полной независимости церкви от светской власти; пария, требующая полной независимости церкви (наз. высокоцерковная), обратила внимание на Православную церковь, как пример возможности подобного установления; отсюда возникает ряд снониений англиканской и православной церквей в целях сближения церквей на этой почве, хотя партия высокоцерковная не получила еще полного господства. Англиканское вероучение изложено в 39 положениях (вместо первоначальных 42); среди них многие вполне соответствуют догматам православной церкви (напр., учение о триединстве Божием, о Творце, о Сыне, о сущности некоторых таинств и т. д.); некоторые же догматы приближаются к католическому учению (напр., исхождение Св. Духа от Отца и Сына и др.) и к протестантству. Особенное же отличие – в признаки короля главою церкви. Хотя обрядовая сторона религии скорее отвергается, чем признается «Книгою общих молитв», но в последнее время усилилось стремление к созданию обстановки при соверниении служения, зажигаются светильники, храмы украшаются. Устройство церкви в настоящее время таково: во главе стоит король, которому подчинены два архиепископа Кентерберийский и Йоркский, им подчиняются 32 епископа, которые ведают делами своих епископатов и которым подчинены священники, – викарии и диаконы; викарии заведует делами прихода и назначается епископом или патронатом: так называется лицо (или учреждение), к которому перешли монастырские земли после уничтожения монастырей и вместе с тем права и обязанности по отношению к приходу. Королю, как главе церкви, принадлежит право назначения архиепископов и епископов; хотя для этого созываются конвокации, но решающее значение принадлежит, королю; затем король созывает советы, – конвокации – для решения дел церкви; в случае недовольства духовными лицами – высшей апелляционной инстанцией является король. Отношение церквей католической и православной к англиканской: в 1896 г. папа Лев XIII признал англиканских епископов недействительными; этим самым он отверг всякое значение англиканской церкви. Краткая история, отнониений с Православною церковью таково.

В 1690 г. образовалась партия англнийских епископов, которые отказались присягать королю. В 1716 г. они послали проект для соединения с православной кафолической церковью, называя себя наследниками древнего христианского кафолического вероучения, распространившегося сперва в Англии; вкратце излагалась и догматика, принятая англиканской церковью. В ответном послании (1718 г.) восточные патриархи изложили истинное вероучение и изложение св. таинств. Во втором, ответном, послании англиканские епископы писали о своем желании и возможности слиться с православной церковью, требуя некоторых уступок от православия в признании некоторых своих обрядов. Представив это послание Петру I, который с удовольствием принял это известие, св. синод в своем ответе приглашал прислать двух епископов для собеседования, излагая еще раз догматы и правила православной церкви. Но отношения прекратились со смертью Петра. В половине XIX в. англик. и прав, церковь пришли в соприкосновение в Америке. Был основан комитет «греко- русский» (1862 г.) для совместного решения церковных дел. В Англии в это время возникает стремление соединиться с одною из господствующих церквей, при чем симпатии большинства склоняются в сторону соединения с православной церковью. В 1863 г. организуется «Ассоциация Восточной ц.», с целью завязать сношения с Прав, ц., и в следующем году секретарь ассоциации едет в Poccию. При свидании с высшими духовными лицами, ему были вручены вопросы для разъяснения возможности соединения церквей. До 1874 года происходили оживленные сношения между пастырями обеих церквей; в этом же году «комитет» был закрыт и среди англикан усилились симпатии к старокатоликам. Оффициальные сношения по вопросу о соединении церквей прекратились, т. к англичане, главным образом, обращали внимание на чисто формальную сторону дела; православное же духовенетво, видя различие в вере, не могло игнорировать этого. Но тяготение англичан к России выражается частыми посещениями англиканского духовенства. Папская булла 1896 г., которая не признала вовсе англиканской церкви, оттолкнула английское духовенство и в 1899 г. снова было послано патриарху Константинопольскому письмо о возможности слияния, и патриарх отнесся сочувственно и одобрительно. Последний раз английские епископы посетили Poccию, вместе с представителями английского общества, в январе 1912 г. Но это посещение епископов не имело исключительно церковного характера и не оказало особого влияния на дело сближения церквей, впрочем результатом явилось учреждение«Русского общества ревнителей сближения английской церкви с православною».


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle