издательство П.П. Сойкина

Источник

Иоанн

Иоанн – святой Апостол и Евангелист, сын Заведея и Саломеи. Иоанн по происхождению был галилеянин. Это имело большое нравственное значение. Народонаселение Галилеи в противоположность Иудее стояло в стороне от политических интриг и было свободно от фарисейских предрассудков. Вера галилеян была проста и лишена давления религиозных авторитетов и доктрин. Эти черты имели значение и в религиозной жизни Иоанна. Услыхав проповедь Христа, он сейчас же последовал за ним и был любимейшим учеником Иисуса. В последние дни земной жизни Спасителя имя Иоанна часто упоминается. Он с Петром приготовлял пасхальную вечерю, на вечере возлежал на ложе Иисуса. Иоанн был единственным Апостолом, стоявшим на Голгофе у Креста. Он первый уверовал в Воскресение Иисуса. После Вознесения Господа Иоанн с другими Апостолами остаётся в Иерусалиме и играет руководящую роль в первохристианской общине. До успения Богоматери он не уходил из Палестины, исполняя возложенные на него обязанности заботиться о Ней. Около 70 года Апостол Иоанн переносит свою деятельность в Малую Азию. Ему собственно пришлось уже продолжать дело, начатое Апостолом Павлом. Вообще ему, как последнему из Апостолов, надо было не расширять пределы церкви, а утверждать в вере уже основанные общины. Много потрудился Иоанн по организации церкви в Малой Азии. Деятельность эта была настолько широка, что одно из позднейших преданий приписывает ему основание всех церквей Малой Азии. Умер Иоанн около 105 – 106 года, по преданию ста лет и семи месяцев от роду. Евагелие Апостола Иоанна было написано после Евангелий Матфея, Марка и Луки. В Ефесе Евангелист Иоанн своим Евангелием восполнил пробелы, допущенные предшествующими тремя Евангелиями. По свидетельству церковного предания, своё Евангелие Иоанн написал по просьбе епископов соучеников. Сам Апостол Иоанн говорил, что в Евангелиях Матфея, Луки много говориться о явлении Христа во плоти, но повествователи не достаточно полно говорят о божественной стороне Спасителя, обходят молчанием Его Божественную природу, что дало бы повод в будущем к появлению учений, считающих Христа простым человеком. Кроме того, Апостол Иоанн считал необходимым упомянуть о тех чудесах и событиях жизни Иисуса, которые послужили бы назиданием для христиан и сделали бы ясными некоторые факты из жизни Спасителя, непонятные на основании только первых трёх Евангелий. Общее содержание Евангелия Апостола Иоанна определяется главной целью Евангелия: раскрыть, что Иисус Христос – Сын Божий, соединивший в Себе человека с Богом. И потому Иоанн рассказывает, главным образом, о таких чудесах и делах, которые свидетельствуют о божестве Иисуса, о Его божественной природе. Особенностью Евангелия Иоанна считается его учение о Логосе. Иоанн раскрывает, что Христос есть воплотившийся Логос, предвечно существующий. Это заключение можно вывести из слов Евангелия: «Слово плоть бысть», т. е. под Словом подразумевается существо Сына Божия и что до своего воплощения есть Слово, предвечно существующий. Некоторые исследователи опровергают вышеизложенную точку зрения и утверждают, что Логос есть простой исторический предикат Христа. Но против этого свидетельствует текст Евангелия в выше приведённых словах. Евангелие Иоанна, утверждающее истину богочеловечества Иисуса, имеет громадное значение для понимания христианства.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle