издательство П.П. Сойкина

Источник

Иисус Христос

Иисус Христос – по Евангелиям – Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, по предвечному божественному совету воплотившийся ради спасения грешного рода человеческого от Пречистой Девы Марии и был наречён, по повелению Архангела Гавриила, именем Иисус, т. е. Спаситель; Христос – значит помазанный. Это наименование было усвоено воплотившемуся Сыну Божию, Второму Лицу Пресвятой Троицы, ибо Он совершил дело спасения падшего человечества в трёх главных своих служениях: пророческом, первосвященническом и царском. Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме по наитию Святого Духа от Пресвятой Девы Марии. Время рождения Иисуса Христа относят обыкновенно к 754 году от основания Рима. Но в последнее время учёные, на основании многих научных данных, утверждают, что Иисус Христос родился в 749 году от основания Рима. До тринадцатилетнего возраста Иисус Христос прожил в неизвестности в небольшом городке Назарет в семействе плотника Иосифа, который был обручником Пресвятой Девы Марии. Только когда ему минуло двенадцать лет, Он, вместе с родителями Своими, отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от Иоанна крещение в Иордане. Прежде, чем начать своё служение, Он отправился в пустыню, постился сорок дней и был искушаем сатаной. Служение своё Иисус начал в Галилее избранием двенадцати апостолов. Прежде всего Он начертал им образ Своего истинного последователя, как человека смиренномудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Чудесное претворение воды в вино, совершённое Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской, укрепило веру учеников его. После этого, пробыв несколько дней в Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь Он впервые возбудил против Себя вражду старейшин иудейских, в особенности фарисеев, тем, что изгнал торгующих из храма. После Пасхи Иисус Христос созвал Своих апостолов, дал им необходимое наставление и послал их проповедовать о наступлении царства Божия. Сам Он тоже ходил из одного места в другое и тоже проповедовал, собирая учеников и распространяя Своё учение по всей земле. О Себе Самом Иисус Христос учил, как об Искупителе падшего человечества, согласно ветхозаветным пророчествам, т. е. как о Мессии или Христе. Ещё раньше Самого Иисуса Христа, учил о Нём, как об Искупителе всего человечества, Иоанн Предтеча. Указывая на Иисуса Христа своим ученикам, он говорил о Нём: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира». Впоследствии все апостолы распространяли это учение о Нём. Часто Иисус Христос учил о Себе, как о Лице, сшедшем с небес (Ин. 3, 13; 6, 33, 38, 51, 62), посланном от Бога, сшедшем от Бога, сшедшем от Отца и пришедшем в мир. «Бог послал Сына Своего Единородного, – говорит апостол Павел (Рим. 8, 3), – в подобии плоти греховной в жертву за грех». Частнее – Иисус Христос учил о Себе, как о Сыне Божием. Затем истину эту От открыл Никодиму (Ин. 3, 13 – 18). Ещё архангел Гавриил, только благовествуя о имеющем быть рождении Иисуса Христа, уже именует Его «Сыном Всевышнего» (Лк. 1, 32). Учение и дела Иисуса Христа также принуждали многих исповедовать Его Сыном Божиим, и Он ни одного раза не отвергал этого исповедания. Но яснее всего Иисус Христос указал на Себя, как на Бога вечного, когда на вопрос иудеев: «Кто Ты?» Он сказал им: «От начала Сущий». Так называл Себя Моисею Иегова из «неопалимой купины». Наряду с этим Иисус Христос называл Себя Сыном Человеческим в тех случаях, когда Он должен был указать на Свои Божеские свойства. «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9, 6; Мк. 2, 10). «Сын Человеческий приидет во славе Отца Своего» (Мф. 16, 27). Наконец, православная церковь часто именует Иисуса Христа «Богочеловеком». Главным и существенным предметом учения Иисуса Христа было царство Божие. Иисус Христос возвестил миру, что Бог един по существу и троичен в лицах, что Он есть любовь, что Он ради спасения грешного человечества послал в мир Единородного Сына Своего. О своём учении Иисус Христос свидетельствовал, как о богооткровенном, данном Ему свыше. «Моё учение, – говорит Он (Ин. 7, 16 – 17), – не Моё, но Пославшего Меня». «Когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя; но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (Ин. 12, 47 – 50). Истину своих проповедей Иисус Христос доказывал ссылкой на Свои дела и чудеса. Чудеса, совершённые Иисусом Христом, делятся на две группы:

1.      чудеса, совершённые над живыми людьми, которые были одержимы различными болезнями и над людьми уже умершими;

2.      чудеса в области внешней природы.

Существует несколько гипотез для естественного объяснения евангельских чудес.

Натуралистическая гипотеза, предполагающая физическое влияние Иисуса Христа на больных обыкновенными медицинскими средствами, частью – психическое воздействие на воображение больных, для которых одного слова Мессии было достаточно для исцеления всякой болезни.

Экзегетическая, которая старается объяснить чудесный элемент в евангельских повествованиях грамматическими изменениями некоторых выражений. Так, например, в Евангелии сказано, что Христос ходил по морю, а по экзегетической гипотезе – у моря.

Аллегорическая гипотеза, объясняющая все чудесные события чувственными образами каких-либо общих идей и внутренних состояний. Неосновательность этих гипотез была доказана Д. Штраусом, который утверждает, что под чудом нужно разуметь только действия, произведённые Самим Богом.

Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа продолжалось более трёх лет (от конца 779 года до марта или апреля 783 года от основания Рима), на что имеются точные указания в Евангелии (Ин. 2, 13; 6, 4; 13, 1). Первосвященники, книжники и фарисеи не могли примириться с Его учением и искали случая убить обетованного Мессию. Вскоре такой случай представился. За шесть дней до Пасхи (1 апреля 783 года от основания Рима) Иисус Христос, окружённый народом, торжественно, как сын Давида и царь израилев, вошёл в Иерусалим; народ воздавал Ему царские почести. Иисус Христос прямо направился в храм, но, увидев, что первосвященники «дом молитвы превратили в вертеп разбойников», изгнал оттуда торговцев и меновщиков. Всё это вызвало сильное возбуждение со стороны фарисеев и первосвященников и они решили Его погубить. Между тем Иисус Христос по целым дням учил народ в храме В среду (4 апреля 783 года) один из учеников Его, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно предать своего Учителя за тридцать сребренников. Первосвященники с радостью согласились. В четверг (5 апреля) Иисус Христос, желая совершить Пасху вместе с учениками Своими в Иерусалиме, отправился из Вифании в Иерусалим, где Его ученики Пётр и Иоанн приготовили для Него горницу. Явившись сюда вечером, Иисус Христос показал Своим ученикам величайший образ смирения, умыв их ноги, – что у евреев обыкновенно делали слуги,– затем, возлёгши вместе с ними, Он совершил Пасху и указал Своего предателя, а после этой ветхозаветной вечери установил новозаветную – таинство Евхаристии. Взяв хлеб, Он благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Примите, ядите: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся»; затем, приняв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». После этого Иисус Христос вёл беседу со Своими учениками до полуночи о царстве Божием. Потом Он отправился в загородный Гефсиманский сад и, в сопровождении трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна, пошёл вглубь сада и, повергшись на землю, молился Своему Отцу до кровавого пота о том, чтобы миновала Его предстоявшая Ему чаша страданий. В это время в сад ворвалась громадная толпа слуг первосвященниковых и бывший с ними Иуда лобызанием выдал своего Учителя (это было накануне Пасхи иудейской). Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, никто из них не мог указать на такое преступление, которое Иисус совершил, за что, по суду, Его следовало предать смертной казни. Тем не менее смертный приговор состоялся, и первосвященник, вместе с членами синедриона, отправился к римскому прокуратору Понтию Пилату для утверждения приговора. Пилат не решался утвердить приговор, тогда иудеи стали угрожать доносом на него в Рим. После этого Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам для исполнения приговора. Около 12-ти часов утра (6 апреля) вместе с двумя разбойниками Иисус был отведён на гору Голгофу и был распят на кресте. Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень, и вдруг солнце померкло и ужасная тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?» Затем, видя, что всё исполнилось по пророчествам ветхозаветным, Он сказал: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» И, сказав это, Он склонил Свою голову и испустил дух. Последовали  страшные знамения: завеса в храме разодралась надвое, земля тряслась, камни рассеклись. Видя это, даже язычник – римский сотник – воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять Тело Его со креста и погребли во гробе Иосифа, близ Голгофы, в саду. Члены синедриона также заботились, чтобы Тело Иисуса Христа не было украдено учениками Его, запечатали вход во гроб и поставили стражу. В воскресенье (8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых. Первыми свидетелями этого события были воины, сторожившие гроб Христа. Хотя воины не видели воскресшего из мёртвых Иисуса Христа, но они были свидетелями-очевидцами того факта, что Тела Его в гробе не было. Они видели Ангела, сошедшего в полночь с небес, который отвалил камень от входа в гроб. Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа ещё до рассвета, чтобы помазать Тело своего Господа и Учителя, нашли гроб пустым и удостоились увидеть Самого Воскресшего и слышать от Него приветствие: «Радуйтесь!» Кроме Марии Магдалины Иисус Христос являлся многим Своим ученикам в разное время; многие не только видели, но и осязали Иисуса Христа, слышали Его беседы, ели с Ним.

Ввиду несомненного факта, что гроб, в котором находилось Тело Иисуса Христа, оказался пустым и что все апостолы были твёрдо уверены в воскресении своего Учителя, все рационалистические гипотезы оказываются несостоятельными и неудовлетворительными.

В сороковой день Христос в виду всех Своих учеников вознёсся на небо.  Спаситель Сам Себе усвоял пастырство, когда прямо говорил: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). Он часто вводил Себя в круг таких лиц, которые были пастырями. В десятой главе Евангелия Матфея говорится о том, что, когда Иисус Христос, увидя толпы народа изнурённые и рассеянные, сжалился над ними и, позвав Своих двенадцать учеников и назначив их Апостолами (Мф. 10, 1), послал их на проповедь, сообщив им силу чудотворений и дав им особые наставления. Отсюда видно, что здесь говорится о христианском пастырстве, как об институте, который должен пещись о христианском воспитании людей. Иисус Христос не только Своей жизнью явил в Себе Доброго Пастыря, но в Своём учении заповедал пастырям Свой образ, которому они должны подражать. Апостолы, как видно из Священного Писания, занимали совершенно особенное положение среди членов христианской церкви. И это положение апостолы не самовольно присвоили себе. Христос говорит им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). Иначе говоря: Свои полномочия Я передаю вам, а потому, если Я вас избрал  и поставил пастырями, то и вы должны, продолжая это служение, избирать и поставлять пастырей. Эти полномочия даны не всем верующим вообще, а только одиннадцати: Иуда оказался сыном погибели.

Когда Иисус Христос достиг такого возраста, когда израильтянин имел право вступать в общественное служение, Он отправился к Иоанну, проповедующему крещение покаяния для прощения грехов, чтобы креститься от него и с этого момента Самому начать проповедь о приближении царства Божия (Мф. 4, 17). Он, как помазанный от Отца и чуждый всякого греха, не нуждался в этом и, следовательно, акт Его крещения имел другой смысл. Здесь, как свидетельствует об этом Предтеча (Ин. 1, 31), подтверждалось право Его благовестия Самим Отцом, указывалась законность посланничества Его и начиналось решительное и полное начало пастырского служения Сына Божия. Сам Иисус Христос в освящении не нуждался, как единый с Богом и Всесвятый и, следовательно, это относится к человечеству Иисуса; время, когда это освящение человека Иисуса совершилось нужно отнести к моменту Крещения, когда на Него сошёл Дух Святый в виде голубя. Очевидно, в самом крещении Иисуса – благоволении Бога Отца к людям – нужно признать, что самым делом полагалось начало пастырскому служению Иисуса, так что из вод крещения Он уже вышел Пастыреначальником. Как пастырь, человек Иисус Христос получил здесь полноту Духа Святого, дающего силы положить душу Свою за род человеческий. Иисус Христос не только основал пастырство, но и установил преемственность от Себя Самого, эта преемственность перешла на современных пастырей и тогда становится понятным повеление Спасителя Апостолам (Мф. 28, 19; Мк. 16, 15) идти в мир, проповедовать Евангелие всей твари, научить    все языки. «И се Аз с вами до скончания века», – говорит Христос Апостолам. Апостолы же до окончания века не жили, но живут от времён апостольских и до скончания века жить будут друг по другу преемники их: епископы и пресвитеры. Цель пастырского служения Пастыреначальник поставлял в непосредственную связь с целью своего пришествия на землю (Мф. 20, 28). А цель пришествия Его – искупление многих; многие же суть все, пожелавшие быть Христовыми (Ин. 6, 38 – 40). Эта мысль всецело проникает собою все действия Пастыреначальника и Иисус Христос всё делает с единственной целью привлечения всех к Отцу Небесному, где все будут едино в Боге и где для всех уготовано место восшедшим Сыном Человеческим (Ин. 14, 3 – 4).

Иисус Христос в своём лице и словом, и делом представляет совершенный образец нравственности. Его учение вообще и нравственное в частности идеально по своей чистоте и возвышенности. По учению Слова Божия, все призываются  быть совершенными, как совершен небесный Отец (Мф. 5, 48). А, так как, Иисус Христос – такой же Бог, как и Бог Отец, столь же совершенный, то ясно, что все приглашаются стремиться к совершенству, присущему Христу-Спасителю. Христиане, по слову Божию, должны взирать на начальника и совершителя веры – Иисуса (Евр. 12, 2). Кто говорит, что пребывает в Иисусе Христе, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин. 2, 6). Поэтому последователи Христовы должны проявлять в отношении друг к другу любовь, по образцу Самого Господа, положившего Душу Свою для спасения человечества. Разбирая все места в Библии, касающиеся вопроса об Иисусе Христе, как об идеальном нашем образце, мы должны понимать так, что примером для нашего подражания в личности Иисуса Христа должно являться то, что у Него общее с личностями всех людей, как именно людей; и в таком случае, мы должны подражать не единичным, обособленным Его поступкам, но всему характеру, общему направлению Его жизнедеятельности, поскольку оно проявилось в Его действиях. Если мы будем стараться и успеем внедрить в себя чувствования, тождественные с теми, какие были присущи Спасителю во время Его жизни во плоти, дело будет осуществлено. В частности, если мы обратимся к существенным элементам нравственности, каковы нравственное чувство, нравственная свобода, нравственный закон, чувство долга, совесть, то увидим, что они, насколько применимы к человеческому естеству Спасителя, проявляются у Него во всём блеске и в идеальной чистоте. О первом элементе нравственности, о нравственной свободе Спасителя ясно говорит и Слово Божие. Господь, говорится здесь, возведён был Духом в пустыню для искушения от дьявола (Мф. 4, 1) и, после 40-дневного изнурительного поста, к Нему приступил дьявол, полагая, что данный момент самый благоприятный. Если бы у Иисуса Христа не было нравственной свободы, тогда речь о Его искушении была бы немыслима; обладая этой свободой, Он не поддаётся обольщениям дьявола и твёрдо определяет Себя в нравственно-добром направлении (Лк. 22, 42; Мф. 26, 39). Следующий элемент нравственности – нравственный закон и вместе с ним нравственное чувство долга. Богословы-моралисты приводят классическое место из Нового Завета (Ин. 4, 31 – 34). Когда ученики Спасителя предлагали Ему есть, Он ответил, что у Него есть пища, о которой им не известно. Ученики в недоумении спросили, кто принёс Ему есть. Иисус Христос сказал: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его». Отсюда видно, что Христу Спасителю присуща была нравственная потребность. Удовлетворение этой потребности сопровождалось успокоительными, одобрительными движениями нравственного чувства, присущего Спасителю. Нравственный закон со стороны его частного содержания – тот закон, которым руководствовался Спаситель во время Его земной жизни – выяснен Им в Нагорной беседе (Мф. 5, 1 – 12). Нравственный закон с его требованиями всегда находит себе поддержку в так называемом чувстве долга. И это чувство, по слову Божию, составляло, бесспорно, достояние личности Господа. Третий основной элемент нравственности – совесть. Под нею разумеют сознание действий, мыслей, намерений человека, непременно свободных, так или иначе отмечаемых нравственным чувством, движение которого также является объектом сознания в данном случае и в то же самое время (О. Янышев). Спаситель был безусловно безгрешен. Отсюда движения нравственного чувства в Нём всегда имели определённый характер, т. е. отзывались о Его поступках лишь одобрительно. Поэтому, речи о сознании Спасителем какого-либо несоответствия Его поступков велениям нравственного закона быть не может. Если взять обыкновенного человека, то чаще приходится говорить о несоответствии нравственного сознания его поступкам. Поэтому каждый человек должен настраивать свою совесть так, чтобы она всё более и более приближалась к совести Спасителя. И, взирая на идеальную чистоту  основных элементов нравственности Иисуса Христа, мы должны сообразовать с ними свою жизнедеятельность.

Иисус Христос по внешнему виду. Лик Спасителя имел право и основание более, чем другие рассчитывать на художественное воспроизведение. Вся Иудея и Галилея видели Иисуса Христа, слушали Его речи и легко могли удержать в памяти Его облик. Но Евангелие ничего нам не говорит о наружном виде Спасителя. В области христианского искусства изображение Распятого Христа появилось уже спустя четыре-пять столетий после этого события. Между тем, существуют указания об изображении Спасителя ещё с первых веков христианства. По словам св. Иринея Лионского , гностики и, в особенности, карпократиане имели у себя частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения и возводили начало их ко временам Самого Христа, указывая на их подлинность, исполненные будто бы по приказанию Пилата ещё во времена земной жизни Спасителя. Существуют указания у некоторых лиц о существовании изображений Христа. Так, например, жизнеописатель Александра Севера, Лампридий передаёт, что у этого императора в домашней божнице имелись вместе с изображениями Аполония и Орфея ещё и образы Христа и Авраама. Ещё известный писатель Августин рассказывает, что некая женщина из секты карпократиан по имени Маркелина, прибывшая в Рим при папе Аниките (157 – 168 гг.), поклонялась изображениям Иисуса Христа, апостола Павла, Гомера и Пифагора. Всё это показывает, что существовало народное предание о сохранении настоящего изображения Иисуса Христа и под этим именем изображение это ходило по рукам; как между христианами, так и среди язычников немало таких изображений. Вопрос же о подлинности этих изображений ещё далеко не выяснен и нет ещё такого изображения, на которое можно уверенно указать, как  на истинный образ Христа. Ещё до сих пор ведутся споры, каков был Христос по внешнему виду – красив или невзрачен. До нас же дошли изображения Спасителя, которые сохранились на памятниках катакомбных и такими остались во всех дальнейших произведениях церковного искусства.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle