издательство П.П. Сойкина

Источник

Иерусалим

Иерусалим («жилище мира») – библейско-иудейский и современный город Палестины, основанный задолго до появления в ней евреев, задолго до Авраама, царём которого во времена Авраама был священник Мелхиседек. Иерусалим отождествляют с городом Салимом (Salim, Schalem). Предание объясняет происхождение имени Иерусалим от соединения «Ире» (Иегова усмотрит) и «Шалем», указывая его расположение на горе Мориа, на которой Авраам приносил Исаака в жертву, а позднее Соломон воздвиг великолепный храм. Когда Иерусалим оказался в руках римлян, император Адриан переименовал его в “Aelia Capitolina”, но впоследствии это название было отменено Константином Великим. В древнем Иерусалиме надлежит отметить следующее. Находясь в 60 верстах от Средиземного моря, Иерусалим расположен в середине Палестины и, возвышаясь на горе, окружён долинами: Гионской, Енномовой и Кедронской (в древности называемой Иосафатовой), а долина Тиропетон разделяла город на две части. Иерусалим занимал четыре холма: Сион, Акра, Мориа и Везефа, а так как вначале он был расположен только на Сионе, то и назывался Сионом, несмотря на то, что впоследствии занял и другие холмы. Иерусалим, находящийся в стране бедной водой, был превосходно снабжён ею, для чего были устроены искусственные источники и колодцы, так, что даже во время продолжительной осады жители никогда не ощущали отсутствия воды. Климат Иерусалима, наполовину континентальный, наполовину морской, был вполне удовлетворительным для здоровья. Говорят, что Иерусалим был сперва в руках иевусеев, но со временем был отнят у них Давидом и прекрасно им укреплён, так что не удались попытки филистимлян отнять у него Иерусалим. Когда соседи, вследствие бесплодности своих воин с Давидом, отказались его беспокоить, тогда только он принялся за внутреннее украшение своей столицы: перенёс туда в Скинию Ковчег и уже задумывал построить храм, но Бог объявил ему, что храм будет воздвигнут его сыном Соломоном. Вступив на престол, Соломон расширил город и построил великолепный храм, царский дворец и много других красивых зданий. После разделения царства евреев, последовавшего со смертью Соломона, Иерусалим остался столицей царства иудейского и с тех пор сделался объектом нападений жадных соседей (и своих же братьев израильтян), знавших о его богатствах. Иерусалим подвергался большим разрушениям, но снова отстраивался. В 587 году, при падении царства иудейского, он был завоёван ассириянами. В 332 году Иерусалим был покорён Александром Великим, а после его смерти им владел Птоломей Лаги Сотир. Затем Иерусалим попал под власть Антиоха Великого, царя Сирийского и его преемников. Только Иуда Маккавей ненадолго вытеснил сирийцев, которые после его смерти снова захватили Иерусалим и вновь были изгнаны Симоном и Ионафаном. В 63 году до Р. Х. Иерусалимом завладел Помпей, в 66 году по Р. Х. Иерусалим был разрушен римлянами, а потом император Адриан задумал восстановить его, изменив его имя, дав вышесказанное – “Aelia Capitolina” и построив в нём храм Юпитера Капитолийского. Только Константин Великий сделал его христианским городом, на священных для христиан местах построив храмы. С течением времени, переходя из рук в руки, меняя своих властелинов, Иерусалим достался туркам, которые и теперь им владеют. Нынешний Иерусалим не тот великолепный город, который красовался несколько веков, а самый обыкновенный на вид небольшой городок, с кривыми, плохо вымощенными улицами, разделённый на четыре квартала: христианский, армянский, мусульманский и еврейский. Из улиц замечательны: Давидова, Дамасская, Иудейская, Христианская, но замечательнейшая – Via dolorosa (Скорбный путь Господа), от Римских ворот до дома Пилата. Из христианских храмов замечателен храм Воскресения или Гроба Господня (сооружён в настоящем виде в 1808 году, а первоначально – матерью Константина Великого св. Еленой), состоящий из Собора Воскресения, расположенного в середине; ротонды Св. Гроба с запада; храма горы Голгофской с юга; храма Обретения Креста с востока; вход в храм с юга, а против него «Камень мνропомазания», закрывающий место помазания Тела Спасителя и представляющий собой мраморную плиту розовато-жёлтого цвета. Вокруг храма расположена галерея с приделами с воспоминанием событий страданий Спасителя. В армянском квартале заслуживают общего внимания замок Давида, дом первосвященника Анны и главная армянская церковь св. апостола Иакова Заведеева. Из окрестностей Иерусалима замечательны: Елеонская гора, на которой находятся много монастырей и которая связана со многими, священными для христиан, событиями, такими как вознесение Христа, предание Его Иудой и другими; Гефсимания, принадлежащая католикам; в ней масличная роща, где перед страданиями молился Спаситель; пещера, в которой возносил Свои молитвы к Небесному Отцу Иисус Христос; утёс, где спали апостолы; место предания Иуды; несколько часовен в саду. На том месте, где Иисус Христос проливал слёзы над Иерусалимом, стоит православный храм св. Марии Магдалины, а недалеко от него гора Вознесения. Кроме того, на Елеонской горе находятся церковь Апостолов (Credo) и цековь Pater noster («Отче наш»). В девяти верстах от Иерусалима находится Вифлием, а немного дальше Горняя; а на пути к Вифлиему Рефаимова долина, «башня Вениаминова», монастырь пророка Илии, гробница Рахили. Из археологических памятников Иерусалима заслуживают внимания гробницы, которых чрезвычайно много, особенно гробницы иудейских царей. Населения в Иерусалиме насчитывают от 50 до 60 тысяч, из которых две трети евреи, а остальные – христиане разных исповеданий и мусульмане. Между отдельными группами населения царит антагонизм, неприязнь друг к другу, приводившая не раз к бурным столкновениям и даже к столкновениям христиан между собой (например, столкновение православных с католиками в 1904 году).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle