издательство П.П. Сойкина

Источник

Иеремия пророк

Иеремия пророк (имя это по-еврейски, по мнению некоторых, означает «Иегова отвергающий» Свой народ) родился в городе Анафофе, находящемся на 6 – 7 вёрст к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно-нравственных основ, быстро стремилось к концу. Отец Иеремии был Хелкия, один из священников г. Анафофа и это, быть может, было причиной того, что Иеремия уже в довольно раннем возрасте мог наблюдать всю ту разнузданность и безнравственность, которая царила среди высших и низших. Вера израильская, не поддерживаемая нечестивыми царями Манасией, Аммоном и Иоакимом, забывалась и язычество глубже и глубже пускало корни во все слои общества. От природы наделённый мягким, впечатлительным характером, сердцем полным доброты и любви, Иеремия глубоко скорбел о той расшатанности, которая царила в иудейском царстве. Чувствуя, что такое положение дела может привести к совершенному падению царства, Иеремия уже в раннем возрасте выступил как пророк, убеждая и обличая неверующих. Ему, глубокому патриоту, приходилось убеждать народ уже скорее подчиниться халдейским князьям, чем заключать союз с Египтом, который, близкий к гибели, увлекал за собой и Иудею. Но ослеплённый народ не внимал голосу пророка. Его обвиняли в измене и всюду гнали как врага отечества. Правда, в начале его выступления (627 г.) царь Иосия, глубоко его уважавший, пытался произвести кое-какие реформы, но они не могли спасти царства. Со смертью Иосии, всё усугубилось ещё личным нечестием его наследника Иоакима. Иеремия понимал, конечно, что царство быстрыми шагами идёт к гибели, но всё ещё надеялся спасти его. Более чем когда-либо, он одушевляется в своих обличительных речах, призывая народ покаяться за нарушение своего завета с Иеговой. После одной из знаменитых своих речей, произнесённой в храме, он едва не погиб жертвой народной ярости, лишь заступничеством некоторых князей спасся. В это время Навуходоносор победил египетского фараона Нехао, и это было началом конца Иудеи. И здесь Иеремия провозглашает, что за непослушание Израиля заветам с Иеговой и пророкам его «вся земля будет пустыней и ужасом и народы сии будут служить царю вавилонскому 70 лет». Действительно, в 601 году, Навуходоносор подчинил себе Иудею, как союзницу Египта, и через три года, когда Иоаким восстал против него, явился под Иерусалимом, взял в плен много знатных лиц и с ними царя Иехонию, сына уже умершего Иоакима. Царём был поставлен Седекия. Человек слабохарактерный, он вначале слушался советов Иеремии, но потом взяли перевес ложные пророки, и под влиянием их он отложился от Навуходоносора и заключил союз с Египтом. Разгневанный Навуходоносор явился под Иерусалимом и, после полуторагодовой осады, взял его и предал разрушению. Жители, а вместе с ними и Иеремия, были отведены в плен в Вавилон. Как памятник гибели Иерусалима осталась трогательная элегическая песнь Иеремии. В плену Иеремия, громя нечестивых, в то же время утешал оставшихся верными заветам Иеговы и теперь впавших в отчаяние. Последние годы своей жизни Иеремия провёл в Египте и, по свидетельству Ефрема Сирина, был иудеями побит камнями в Тафнисе. Память его 1 мая. За 41 год своей пророческой жизни Иеремия всюду был преследуем и гоним, зато после смерти, когда стали сбываться его пророчества, он удостоился глубокого почитания иудеев. Ему приписывали сохранение скинии и ковчега завета во время плена. В преданиях он называется «братолюбец» и ходатай за народ пред Богом. Около времени пришествия Христа ждали даже его воскресения из мёртвых и явления среди народа. Ни у одного из пророков в их деятельности не выражается так глубоко идея самоотверженной любви и жертвы, как в деятельности Иеремии. Видя несовершенства Ветхого Завета, утратившего уже многое из средств для вразумления и исправления, Иеремия предчувствовал превосходство и необходимость Нового Завета, совершеннейшего в своём учении; вся его деятельность проникнута духом этого Нового Завета, в то время угадываемого только им одним. Как памятники проповеднической деятельности пророка Иеремии остались:

1.      книга его имени;

2.      книга Плач Иеремии;

3.      послание.

В этих трудах, как в зеркале, отразилась кристально-чистая душа пророка, его патриотизм и необычайная мягкость.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle