издательство П.П. Сойкина

Источник

Иаков

Иаков из Стржибра, называемый «Якубек» – знаменитейший деятель в истории гуситского движения. Окончив университет со степенью магистра свободных искусств, Якубек, в 1405 году, был посвящён в сан священника и, почти с этого же времени, начинается его неутомимая борьба за учение Гуса, с которым он был товарищем по университету, против католицизма. Уже с 1407 года своими горячими проповедями, направленными против мирского господства и стяжательности духовенства, Якубек заметно выделился и на пражском соборе 1413 года, собранном королём Вячеславом IV, голос Якубка был наиболее авторитетным. Но особенно 1414 год, когда Гус был на Констанцском соборе, принёс Якубку широкую известность и сразу выдвинул его как лучшего и убеждённого проповедника и защитника реформации, борца за религиозную свободу. В то время во всех западных католических странах вошло в обычай приобщать мирян под одним евхаристийным видом хлеба, в Чехии же, ещё до Гуса, поднялся протест против этого. Гус, занятый другими сложными вопросами религиозного движения, не обращал особого внимания на этот вопрос, и вот, когда он был в Констанце, то на долю Якубка выпало разъяснить этот вопрос во всей его остроте. Раздавая мирянам евхаристию под обоими видами, Якубек в горячих диспутах и теоретически обработанных полемических трактатах выступил сильным защитником «чаши». Его защита чаши не осталась, конечно, без оппозиции со стороны сторонников римско-католического обычая. Появились сочинения, вначале анонимные, а потом доктора Андрея из Брода, направленные против Якубка и его «нововведения». Но число сторонников Якубка, в особенности после того, как Гус высказал свою солидарность с ним, быстро росло. Констанцский собор, обеспокоенный этим движением, сделал постановление (1415 г.) о запрещении мирянам «чаши», а учение Якубка признал ересью то, что прежде было обычаем, римско-католическая церковь сделала законом. Но это постановление никого уже не остановило, а скорее создало ещё более горячую полемику между сторонниками  «чаши» и её противниками. Сам Гус и Пражский университет, высказавшийся за причащение под обоими видами (1418 г.), являются горячими сторонниками «ереси» Якубка. С этого момента чаша становится центром, знаменем, объединившим все гуситские партии (из которых одна даже получила название «чашников») и весь чешский народ в его религиозной борьбе; она является главным требованием гуситов в так называемых базельских компактах (1436 г.) и сохраняет своё значение, как знамя той религиозной борьбы до белогорской битвы (1620 г.), положившей конец самостоятельности чешского королевства. То, что проповедовал Якубек, то повторялось его сторонниками в теории, а народной массой на практике. Но Якубек знаменит не только как инициатор «чаши»: его историческое значение было не менее важно. После смерти своего друга Гуса, он занял его место проповедника при знаменитой в истории чешского реформатского движения вифлиемской часовне, что его ещё более выдвинуло, как одного из руководителей движения. Ему приходилось выступать не только против общего врага, но и против реформатских крайностей таборитов, отрицавших богослужебную внешность, облачение и т. п., и утраквистов, пытавшихся войти в компромиссы с временными уступками римско-католической партии. Своей неутомимой энергией и авторитетностью ему удаётся сгладить крайности, объединив общей идеей всех, так, что в одно время, время самое бурное, он является вместе с другими тремя (Прокоп из Пильзни, Иоан Пржибрам и крайний демагог Иоанн Желивский) главным администратором чешского духовенства. После того, как Желивский за свои крайние действия был казнён с девятью сторонниками, Якубек оставался всё-таки на своём посту до тех пор, пока сторонники Желивского внезапно не захватили власть в свои руки и изгнали Якубка из Праги, обвинив его, как главного виновника смерти Желивского. Но скоро Якубек был вызван из изгнания, когда литовский князь Сигизмунд Корибутович прибыл в Прагу в надежде занять чешский престол. Возвратившись из изгнания, Якубек отдался прежней деятельности, борясь с крайностями таборитов и уступчивостью утраквистов. Его влиянию приписывается удаление из Праги Сигизмунда Корибутовича и его сторонников, желавших ради получения престола идти на крупные уступки. Ему же приписывается активное участие в выработке тех примирительных условий, которые были обнародованы в 1427 году и требовали осуществления более быстрого и чистого утраквизма, что необходимо для умиротворения страны. Это был последний наиболее крупный шаг Якубка в его религиозно-общественной деятельности. В 1429 году, в разгар ещё не оконченных гуситских воин он умер, и в лице его чехи потеряли выдающегося деятеля, не только как борца за восстановление «чаши», но и как выразителя народных стремлений к возобновлению утраченных основ первобытной апостольской церкви, насаждённой в Чехии трудами святых первоучителей славянских. После Якубка осталось несколько литературных произведений по истолкованию Св. Писания (главным образом, доказательства законности и необходимости «чаши»), по вопросам чешской реформации и др.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle