издательство П.П. Сойкина

Источник

Ад

Ад – греческое слово (ὁ Αιδης), которым в Библии переведено еврейское слово «шеол». По греческому словопроизводству, от отрицания α и глагола εἰδην – видеть, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое. Древние греческие писатели этим словом обозначали мир духов или царство, обиталище умерших, находящееся под управлением Плутона. Еврейское «шеол» означает такое место, которое всех к себе требует, всех поглощает, ничем не насыщается. В Св. Писанш «ад» и «шеол» употребляются в нескольких значениях. В одних случаях этими словами обозначается гроб или могила (напр. Быт. 42, 38; Псал. 6, 6). В других они обозначают место и состояние, общее для всех умерших, без различия праведных и грешных (Быт. 37, 35; Псал. 88, 49; Исаии 14, 15), где все равны (Иов. 3, 13 – 19; Исаии 14, 9 – 11). Это место или преисподняя изображается при этом то в виде некоего всепоглощающего чудовища (Притч. 1, 12; Исаии 5, 14), то в виде страны, лежащей в глубине земли и исполненной мрака и сени смертной (Иов. 10, 21 – 22; Псал. 48, 20; Притч. 9,18), то в виде подземного царства, где смерть владычествует над умершими как над пленниками (2Цар. 22, 6; Псал. 17, 5 – 6) и т. п. В некоторых местах Св. Писания «ад» и «шеол» представляются местом или состоянием хотя и общим для всех умерших, но с некоторыми различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждаются покоем, ожидают избавления отсюда и получают таковое (Псал. 15, 9 – 11; Лук. 18, 7; 1Петр. 3, 18 – 19 и др.); вторые – покрыты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее (Иез. 32, 18 – 32). Иногда «ад» и «шеол» обозначают состояние только одних нечестивых и грешников (Прем. Сол. 3, 18 – 19; 1ов. 24, 19; Лук. 16, 19). Наконец, в новозаветных книгах слово «ад» употребляется для обозначения вечного осуждения, вечной погибели, вечного мучения, на которое осуждены грешники. Таким образом, по библейскому учению, «ад» является загробным состоянием душ после смерти. Постигнуть тайну загробной жизни и развить представление об «аде» было много попыток со стороны христианских богословов и философов. Но все это не более, как простые умозрения, желающие проникнуть в непостижимое. По учению православной церкви, «ад» является загробным состоянием грешных душ, которые в этом состоянии находятся во власти диавола и духов злобы. А кто со Христом, для того нет «ада» и смерть для того является переходом в жизнь вечную, в царство Христово (Лук. 23, 43; Филип. 1, 21 – 23). Христос во время крестных страданий сошел во «ад», кратковременно приобщился общему для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу «ада», владычествовавшую над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя во «ад» является одним из твердых догматов. Церкви и основывается на ясном свидетельстве Св. Писания(1Петр. 3, 18 – 20; 4, 6; Ефес. 4, 8 – 10).


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle