издательство П.П. Сойкина

Источник

Жизнь вечная

Жизнь вечная. (Дан.12:2). Имеет двоякое значение. Если рассматривать земную жизнь вне связи с будущей жизнью, то она есть тление (Рим.8:21), и понятие в. ж. будет определением будущей, загробной жизни. Мы получаем вечную жизнь через Христа, но до явления Его «мы умерли и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», «когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе». (Кол.3:3, 4). Это понятие о в. ж. развито у ап. Павла и у других новозаветных писателей. Это же представление о в. ж. встречается и у многих отцов церкви (Василий В., Григории Нисский, Иоанн Дамаскин). Другая точка зрения на понятие в. ж. подробно развита и последовательно установлена у св. апостола Иоанна Богослова. В. ж. принадлежит одному Богу, Который один имеет жизнь в Себе (Ин.5:26; 6:57, 69). Поэтому чем ближе мы к Богу, тем полнее и совершеннее наша жизнь, тем ближе мы и к Источнику в. ж. (Ин.6:33, 54), потому что у Бога все живы (Лк.24:5). Т. о. общение с Богом – основное условие вечной жизни, а все остальные условия для нее явятся сами собой (Мф.22:29–32). Но согрешившее человечество может иметь общение с Богом только через своего Искупителя, Которому дано иметь в Себе жизнь (Ин.5:26; 6:57; 1Ин.5:11, 20). Поэтому вечную жизнь имеет только тот, кто имеет общение с Ним (1Ин.1:1–3), кто пребывает в Нем, кто ест Его Тело и пьет Его Кровь (Ин.6:51, 53–56) кто слушает слова Его (6:68), кто исполняет возвещенные Им заповеди Отца (12:50). Так как общение с Богом через Христа мы имеем и в этой, земной жизни, то название «в. ж.» относится не только к загробной, но и к настоящей, временной жизни (Ин.6:40; 20:31). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин.3:36). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь» (1Ин.3:11). В. ж. обретается раньше воскресения из мертвых (Ин.6:54) с нашим совершенствованием и приближением к Богу. Таким образом жизнь земная и жизнь загробная в представлении о в. ж. как бы соединяются между собою неразрывно. Этот, второй взгляд на жизнь вечную, как жизнь совершенную – христианскую, подробно развил на основании изречений ап. Иоанна Климент Александрийский, который учил, что жизнь истинно христианская есть жизнь вечная и начинается с самого крещения.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle