Ересь, еретик
Ересь, еретик – ученье (и последователь его), противное точной церковной догматике. Слово это производилось от греч. α'ιρεω беру, захватываю, ибо означало личный произвол, захват истины, стремленье противопоставить христианской догме субъективное мнение. В таком виде оно упоминается у апостолов для обозначения фарисеев и саддукеев, у Тертулиана, у Климента Александрийского, у св. Иринея. Такое понимание окончательно закрепляют вселенские соборы, осуждавшие иномыслие церковной догме, ибо: «кому церковь не мать, тому и Бог не отец». Ереси, вообще, зародились почти одновременно с христианством и развились наиболее со II по IV в. в целом ряде учений: евионитство, манихейство, гностицизм, арианство, несторианство, иконоборчество и пр. Значение ереси выявляется, когда мы вспомним, что они, т. е. ереси, заставляли определить точнее религиозно-церковную догматику. Теперь ер. утратила значение и потому ее история заканчивается эпохой вселенских соборов. Толстовство и другие учения суть вариант древних ересей и ничего больше. Еретическ. сочинений не осталось совсем, но обличений их дошло к нам весьма много, каковы св. Иринея, Оригена, Тертуллиана, Феодорита и др. Православная церковь на основании заповеди И. Христа (Мф.18:15, 17) признает еретика-грешника равным язычнику и считает необходимостью, в целях охранения верующих, отлучение еретиков от общения с церковью.