издательство П.П. Сойкина

Источник

Единоверие

Единоверие. Под этим названием разумеется условное единение старообрядцев с православной церковью. Мысль о единении возникала еще значительно раньше ее официального признания, но первым, воплотившим эту мысль в формы реальной действительности, является Никифор Феотокий. В бытность его архиепископом словенским, к нему явились старообрядцы селения Знаменки с просьбой присоединить их к церкви. В своих объяснениях они отрекались от всех раскольничьих толков и признавали лишь единую греческую церковь с ее догматами, таинствами и обрядами. Никифор согласился с послами и послал в Знаменку священника для присоединения просителей к церкви, там же вскоре была начата постройка единоверческого храма. Эти первые попытки к сближению приверженцев старой веры с церковью встретили молчаливое недоверие Синода, но дальнейшие объяснения, изложенные архиепископом Никифором в «Повествовании об обращении раскольников с. Знаменки» и переданные в Синод через новгородского архиепископа Гавриила, по-видимому, изменили мнение членов Синода, потому что через некоторое время единоверие признается официально. Единоверие получило свое название от митрополита московского Платона. Присоединение раскольников к церкви состоялось на следующих основаниях: каждое лицо, вступающее в единоверие, освобождается церковью от клятвы, которой предан раскол, единоверцам разрешается получать священников от епархиального архиерея и они подчиняются ему в делах судебных и духовных, при смешанных браках, обряд венчания может быть произведен по согласию лиц брачующихся, единоверческие священники приемлют таинства православной церкви в «действительной их силе» и некотор. др. Есть также статьи, вносящие некоторую обособленность, как например: служба в единоверческих церквах, а также освящение церкви и антиминса должны производиться по старопечатным книгам, единоверческие священники избираются прихожанами и разбирательства по единоверческим делам, которые не требуют следствия, производит преосвященный, без вмешательства консистории и др. Тотчас же по принятии правил, стали образовываться единоверческие приходы. Вместе с тем скоро стали появляться и недовольные. Особенно сильно это недовольство стало проявляться в среде раскольников, говоривших что Платоновские правила 1800 года имеют две личины, служат и нашим и вашим и мн. др. Под влиянием этого недовольства стала появляться неискренность и в среде единоверцев, которая обнаруживалась у одних в непринятии архиерея, а у других в нежелании называть государя «благочестивейшим» и молиться за Его Дом. Наконец, в шестидесятых годах недовольные объединились и под руководством петербургского единоверческого священника Ивана Верховского образовали сплоченную организацию. Желания этой группы состояли в том, чтобы уничтожить как правила 1800 года, так и само единоверие и образовать единое Всестарообрядчество, из числа которого трем лицам принять от православных архиереев епископское рукоположение и, таким образом, образовать самостоятельную иерархию. Сношения с Синодом считались ненужными. В этом направлены и были начаты хлопоты и ходатайства, причем были поданы две всеподданнейшие просьбы: одна от московских единоверцев и другая от единоверцев западной Сибири. При содействии московского митрополита Филарета, неоднократно указывавшего единоверцам на пагубность их проекта, депутаты были приняты Государем и выслушаны, но в ходатайстве категорически отказано. После этого подавались ходатайства единоверцами, съехавшимися на нижегородскую ярмарку, сущность которых состояла в том, чтобы изменить некоторые пункты «правил» и чтобы Синод разъяснил смысл клятв, положенных московским собором 1667 года и тем самым успокоил совесть многих, желающих вступить в единоверие. Было также подано московскими единоверцами ходатайство разъяснить смысл полемических сочинений, направленных против раскольников. Все эти просьбы постольку, поскольку они не шли в разрез с достоинством церкви, принимались Синодом к сведению и издавались соответствующие распоряжения. Так были дополнены параграф пятый правил, гласящий: «разрешается присоединить к единоверию тех из записанных православными, кои по надлежащем расследовании окажутся издавна, не менее пяти лет, уклоняющимися от исполнения таинств православной церкви, но не иначе, как с особого относительно каждого из таковых лиц разрешения епархиального преосвященного»; затем параграф 11, гласящий: «православные могут обращаться к единоверческим священникам для исполнения христианского долга исповеди и св. причащения лишь в особо уважительных случаях, с тем притом, чтобы подобное обращение отнюдь не служило поводом к перечислению православного в единоверие», также параграф 14, гласящий: «дозволяется детей, рожденных от браков православных с единоверцами, крестить в православной или единоверческой церкви, равно сподоблять и прочих св. таинств в церкви православной или в храме единоверческом». Вместе с тем, чтобы пресечь желание единоверцев влиять на православие, св. Синод подтвердил уже однажды высказанное митрополитом Платоном положение, что «учреждение единоверческих церквей последовало по снисхождению православной церкви для облегчения отторгшимся от нее пути возвращения в лоно церкви». Так как переход в единоверие обставлялся некоторыми формальностями, долженствовавшими не допускать перехода православных, и этим самым затягивавшего присоединение к единоверию на продолжительное время и, таким образом, дававшего раскольникам влиять на переходящего; в силу этих соображении Синодом были сначала разосланы секретные указы некоторым преосвященным, а потом объявлено во всеобщее сведение, чтобы все дела по переходу в единоверие ведали сами преосвященные и всемерно облегчали бы переход. Особенно много лиц перешло в единоверие в царствование императора Николая I, когда против раскольников были приняты меры. К этому же времени относится проникновение единоверия на Рогожское и Преображенское кладбища и Иргиз, считавшиеся сильнейшим оплотом раскола. Правда были случаи и неискреннего присоединения, в особенности в Москве, среди купцов, которых ограничили в торговле.

На преображенское кладбище единоверие проникло в 1854 году. К митрополиту Филарету обратились с просьбой некоторые прихожане, уже раньше перешедшие в единоверие, обратить одну из часовен в единоверческую церковь. Эта просьба была передана митрополитом в Синод, откуда последовало разрешение и 3 апреля, при громадном стечении народа и с большой торжественностью, она, была освящена. К этому же времени относится возникновение единоверия и на Рогожском кладбище. Что касается Иргиза, то там единоверие было введено несколько раньше, причем в некоторых местах при обращении раскольничьих монастырей в единоверческие, как, например, в Средне-Никольском монастыре, иноками было оказываемо упорное сопротивление. На монастыри было обращено особенное внимание и их переход в единоверие был весьма желателен и потому учреждались новые, как, например, Воскресенский в оренбургской епархии и женский на Всесвятском кладбище в Москве и обращались в единоверческие старые, как например, мужской Макарьевский монастырь в могилевской епархии, мужской Благовещенский в нижегородской епархии, мужской Малиноостровский в черниговской епархии и др. Вскоре к единоверию примкнули некоторые члены раскольнической белокриницкой иерархии, как например: Иосаф, иеромонах Белокриницкого монастыря, Онуфрий, епископ браиловский, потом Сергий, называвшийся епископом тульским и многие другие. Не меньшие потери понесли и приверженцы беспоповщины. Особенно чувствительным оказался для них переход в единоверие инока Павла, называвшимся Прусским. Он пользовался среди беспоповцев славой весьма знающего и ученого человека. Он, действительно, очень много занимался исследованием раскола и пришел к убеждению, что истинная церковь это есть греко-российская. Эти свои мысли он развивал часто перед своими слушателями и в собеседованиях с начетчиками, еще до перехода в единоверие, но, тем не менее, никому из его слушателей никогда не мерещилась возможность измены Павла расколу и когда это случилось, то изумлению беспоповцев не было предела. С переходом Павла в единоверие беспоповцы понесли громадную утрату как в смысле потери талантливого и способного человека, так и в моральном отношении, так как с возможностью перехода Павла, эта возможность могла уже быть для каждого члена беспоповцев. Этот факт оставил неизгладимый след в истории русского единоверия. В октябре 1900 года было торжественно отпраздновано столетие возникновения единоверия, в единоверческих храмах Петербурга и Москвы происходили торжественные богослужения, совершенные в Петербурге митрополитом Антонием и в Москве митрополитом Владимиром. В 1912 г. в Петербурге с благословенья св. Синода был созван официальный единоверческий съезд, сделавший не мало постановлений в целях более ясного положения единоверия и отношения его к православию.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle