издательство П.П. Сойкина

Источник

Агапа

Агапа (от греч. ἀγαπή – любовь) или а г а п ы (множ. числ.) – «вечери любви», устраивавшиеся древними христианами в воспоминание Тайной вечери, с совершением на них таинства Евхаристии. Позднее агапы превратились в пиршества и на них иногда возникали беспорядки, почему, напр., св. Амвросий Медиоланский счел нужным воспретить их. В 391 г. собор Карфагенский (З-ий) сделал постановление о выделении из агап Евхаристий, а ряд последующих поместных соборов запретил совершать их в храмах и в начале V в. они стали постепенно совсем, исчезать. В русской литературе имеются исследования:- «Агапы или вечери любви у христиан» (Воскр. Чт. 1848 г.), Прилуцкого «Христианские вечери любви», В. Л. – на «Вечери Любви у древних христиан» (Прав. Обозр. 1870 г.), переводный труд Ульгорна – «христианская благотворительность в древней Церкви».

Агапа, св. мученица, пострадавшая в Антиохии. Память 10 марта.

Агапа, св. мученица, из числа многих,пострадавших в Солуни. Память 1 июня.

Агапит

Агапит, преп. исповедник и чудотворец, епископ Синадский или Синайский. Уроженец Каппадокии, он во время отбывания военной службы при Ликинии претерпел истязания за веру во Христа, а при Константине Великом избран епископом г. Синаи во Фригии, где и скончался в глубокой старости 18 февраля. Он же, вероятно, с именем священномученика воспоминается 5 июля.

Агапит, св. муч., пострадавший в Солуни. Память 2 апреля.

Агапит, св. папа Римский, избранный на римский престол в 535 г. и занимавший его всего 11 мес. и 2 дня. Скончался в Константинополе, куда он ездил с целью отклонить военные намерения императора Юстиниана и обличить патриарха  Анфима в монофизитской ереси. Память 17 апреля.

Агапит, преп. Маркушевский, подвизавшийся в XVI в. сначала в Соловецком, а затем в Сольвычегодском Борисоглебском монастырях и основавший, после особенного ему видения св. Николая, собственный монастырь на реках Маркуше и Тарнаге (в 100 верстах от Тотьмы). Скончался страдальчески от жителей одного из соседних селений, озлобившихся на него за отошедшие к монастырю земли и утопивших преподобного в р. Уфтюге. Мощи преп. А. почивают под спудом в храме упраздненной ныне его обители. Здесь же находится чудотворная икона св.Николая, явившаяся преподобному в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре и взятая им с собою в новую обитель. Память 21 мая.

Агапит, преп. Печерский, постриженник и сподвижник преп. Антония, прославившийся чудесным даром исцеления, за которые ничего не брал, почему и наименован «безмездным врачем». В числе исцеленных им был великий кн. Владимир Мономах. Скончался св. в 1095 г. Мощи его почивают в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Память 1 июня, а также в соборе угодников Печерских, почивающих в Антониевых пещерах, – в субботу по отдании Воздвижения Креста Господня и в соборе всех угодников Печерских – во вторую неделю великого поста.

Агапит, св. муч., диакон, обезглавленный в 258 г. в Риме, где и почивают его мощи. Память 10 августа.

Агапит, св. муч., пострадавший во Фракии. Память 20 ноября.

Агапит преп., ученик преп. Саввы Освященного и наставник преп. Евфоринии александрийской. Память в субботу сырную.

Агапит (Вишневский), еп. Екатеринославский, род. в 1867 г. в Волынской губ., в которой и священствовал по окончании дух. семинарии до поступления в 1892 г. в Киевскую академию. По окончании академии, где был пострижен в монашество, занимал должности инспектора Полтавской и ректора Екатеринославской семинарии. В 1902 г. возведен в сан епископа Уманского, викария Киевского, в 1908 г. назначен на самостоятельную кафедру во Владикавказе а в 1911 г. перемещен в Екатеринослав.

Агапит, св. муч., пострадавший в Персии при Сапоре II. Память 1 марта.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle