издательство П.П. Сойкина

Источник

К Евреям

К Евреям – послание ап. Павла. Это послание от прочих, которые им посылались к язычникам, отличается отсутствием в начале приветствия. Как на причину такого отсутствия Климент Александрийский указывает на то, что евреи вообще относились к Павлу с предубеждением и потому он поступил очень правильно, не сообщив в начале, кто автор послания. Блаж. Феодорит это несколько иначе объясняет, говоря, что Павел был апостолом лишь для язычников, уверовавших во Христа, а потому в послании к евреям, о которых заботились другие апостолы, он не хотел называть себя. Вопрос о том, написал ли это послание ап. Павел или кто-либо другой, в науке долго был спорным, но в пользу первого предположения имеются свидетельства представителей восточной церкви, так, напр., Климент Александрийский говорит: «послание принадлежит Павлу и написано им к евреям и на еврейском языке, а Лука тщательно перевел его и издал для эллинов» (Евсев. Цер. И. IV, 14). В пользу этого же мнения свидетельствуем и историк Евсевий. Что касается его внутреннего содержания и изложения, то и с этой стороны все данные за то, что оно принадлежит Павлу, так проф. Муретов пишет: «Послание не только имеет мысли апостола..., но и в движении мыслей, в способе их раскрытия, даже в самых мельчайших оттенках слововыражения и словосочетания мы повсюду узнаем работу боговдохновенной мысли великого апостола языков, писателя других посланий, носящих его имя. Противники подлинности послания указывали на следующее место Евр.2:3: «како мы убежим, о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися». Этим доказывают, что автор послания не мог быть апостолом, ибо сам обращен в христианство апостолами и, следовательно, он муж второй христианской генерации, но на это возражают, что здесь вовсе не говорится, что автор принял христианство от апостолов, а лишь, что первым проповедником был сам Господь, а затем уже свидетели и очевидцы. Предполагают, что сначала послание было написано на армейском языке, а затем переведено на греческий. Что касается предназначения послания, то наибольшую вероятность имеет тот взгляд, что послание предназначалось иудео-христианам Палестины и, в частности, Иерусалима, так как только здесь были чистые иудео-христианские-церкви, а если признать истинность того, что оно было написано на арамейском языке, тогда его назначение становится очевидным, так как на этом языке говорили лишь палестинские иудео-христиане. Содержанием послания было доказательство превосходства Нового Завета перед ветхозаветным Откровением и увещание колеблющихся и готовых отпасть от веры быть стойкими и крепкими, так как под влиянием тех мук, страданий и гонений, которым подвергались христиане и вследствие того, что помимо мук телесных их разоряли и разрушали их благосостояние, многие готовы были сдаться и отпасть. Это послание Павла отличается от многих его других тем, что здесь почти нельзя отграничить элемент теоретический от увещательного и часто они даже сливаются.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle