издательство П.П. Сойкина

Источник

Душа

Душа. – Человек, согласно учению Св. Писания, состоит из тела и души (Быт. 2:7; Мф. 10:28). Душа оживляет тело, одухотворяет его, без нее тело – прах, а потому душа в Б. часто называется ды­ханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа не происходит от тела, а представляет собою ту особую силу, ко­торая обращает прах в живое суще­ство и имеет свой источник в Боге. Весь мир создан Богом в таком по­рядке, что Творец переходил при Своем творении от низших форм к высшим. Сперва были сотворены неорганические тела, растения, затем рыбы и птицы, далее – животные и наконец – как, венец миро­здания, человек. Душа имеется и у жи­вотных. Но то уже обстоятельство, что человек является самым последним и совершенным творением Бога, свидетель­ствует о совершенстве и отличительных свойствах души человека от души жи­вотного. Природы животных были сотво­рены сразу, в человеке же отдельно были созданы тело и душа; при этом и самое творение душ животных, и человека про­исходили различно. Души животных со­зданы были Богом из тех начал, ко­торые заключались в самой материи, хотя по создании и представляли нечто, отлич­ное от нее (Быт. 1:20, 24). Душа человека сотворена была Богом, как нечто от­дельное, самостоятельное и отличное в материальном мире, способом, который наз. вдуновением Божиим (Быт. 2:7). Этот образ создания души человека сви­детельствует о том, что она должна была получить совершенства, которые при­ближали ее и делали родственной Богу в отличие от животных, душа человека обладала теми отличительными свойствами, что только он один был создан по образу и подобию Божию. Особенные свой­ства души состоят в единстве, духов­ности и бессмертии ее, в способности разума, свободы и дара слова.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle