Духоборчество
Духоборчество – русская секта. Она получила происхождение от одного иностранца-квакера, жившего в 1740–1750 гг. в селе Охочем, Харьковской губ. Он среди односельчан сумел приобресть расположение и сделался их учителем веры. Скоро его учение перешло и в другие места, приобретя себе деятельных сторонников-пропагандистов. В селе Никольском, соседней с Харьковской губ. – Екатеринославской, таким распространителем его учения явился Силусен Колесников, большой начетчик, знакомый с мистическими сочинениями. Продолжателями Колесникова были в 1755–85 гг. однодворец Иларион Побирохин и отст. унт.-оф. Капустин, оба из Тамбовской губ. В первый раз правительство обратило внимание на Д. в 1773 г., а в 1793–94, 1797–1800 гг. их рассматривают как вредную секту и преследуют. Командированный в 1801 г. для изучения секты И. В. Лопухин дал о них прекрасный отзыв и по его предложению было издано постановление о переселении всех Д. в Мелитопольский у. (Таврической губ.), на берега реки Молочной, но многие остались на своих прежних местах. Здесь условия жизни для них были очень хороши, так как они располагали большим количеством земли (79 т. дес.), но в 1817 г. дальнейшее переселение их сюда было запрещено. В 1837 г. последовал указ о переселении их с Молочных вод в Закавказский край. Благодаря малограмотности Д., у них нет письменного изложения их учения. Поэтому сведения об их учении получаются на основании записи и рассказов исследователей. Подобно квакерам, Д. полагают, что Бог пребывает в душе каждого человека. Памятью человек подобен Богу-Отцу, разумом – Богу-Сыну, волею – Духу Св.; Отец – свет, Сын – живот, Св. Дух – покой. Другое уподобление таково: Отец – высота, Сын – широта, Св. Дух – глубина. Бог духовно пребывает в человеческой душе, а чувственно – в природе. Души людей существовали до сотворения мира и пали вместе с другими ангелами. Теперь, в наказание, они посылаются на землю и облекаются в тела. Первородного греха Д. не признают. Небо и ад Д. понимают иносказательно; небес семь: 1-е смирение, 2-е разумение, 3-е воздержание, 4-е братолюбие, 5-е милосердие, 6-е совет, 7-е любовь. Д. верят в переселение душ: душа праведника переселяется в тело живого праведника или новорожденного, а душа беззаконника – в животное. Кончина мира, по мнению Д., это истребление грешников. Д. не верят в Божество И. Христа: он обыкновенный человек, одаренный божественным разумом. Распялся Он плотию, чтобы дать пример страдания. Его душа переселяется на земле в души других праведников. Историю жизни Спасителя, как и многое, объясняют Д. иносказательно: Христос в нас должен зачаться, родиться, возрастать, учить, умирать, воскресать и возноситься. Д. изменили 4-ю заповедь, в том смысле, что все дни у них – равны, остальные же признают. Д. проповедуют равенство всех, властей признают как орудие против разбойников и злодеев. Отрицают клятву, присягу и войну. Признавая божественное происхождение Библии, Д., вместе с тем, полагают, что человек имеет право брать из нее только полезное для него. Всякое писание они признают «мертвым» словом и высоко ценят и верят «книге животной» – живому слову, как преданию, переходящему от одного поколения к другому. Д. отрицают и священство. Преемники апостольские – все те, «кто чист телом и делом, смирен и кроток». Пост, исповедь и причащение они понимают, как духовные акты. Пост – воздержание от злых мыслей, слов и дел. Исповедь есть раскрытие своей души перед Богом, причащение – внутреннее восприятие слова Божия. Брак, как таинство, Д. не признают. Не признают также икон и уставов св. отцов. Богослужебные собрания Д. происходят или под открытым небом, или в особых комнатах, посреди которых ставится хлеб с солью. При входе в собрание каждый произносит: «славен Бог прославися», а ему отвечают «велико имя Его по всей земли». Мужчины занимают лавки по правую сторону, женщины по левую. Продолжительность моления зависит от числа собравшихся. Оно состоит из чтения псалмов, пения и взаимного целования. Псалмы читаются по выбору каждого, но повторения не допускаются. За чтением псалмов следует пение. Во время пения происходит целование мужчин с мужчинами, женщин с женщинами. По окончании целования старший в собрании прочитывает какой-нибудь из псалмов, не садясь на место. Обыкновенно эти собеседования приурочиваются к православным праздникам. Сами Д. праздников не признают, но, не желая раздражать православных и боясь их насмешек, предпочитают собираться по праздникам. Своеобразны отношения у Д. между родителями и детьми. У души человека один отец – Бог и одна мать – природа. Поэтому дети своих родителей не называют отцом и матерью. Сын отца называет просто по имени или старичком, мать – няней или старушкой, при чем эти слова означают, что родители стараются о счастьи детей. Мужья жен по той же причине называют сестрами, а жены мужей – братьями. О жизни Д. существуют противоположные мнения. Одни хвалят их трезвую, тихую жизнь, другие утверждают, что у них царят разврат, жадность к деньгам и ссоры.