издательство П.П. Сойкина

Источник

Долг и должники

Долг и должники в Библии. Отноше­ния у евреев между должником и заимо­давцем рисуются по Св. Писанию так: 1) кредитор не должен был притеснять своего должника и угнетать его ростовщи­чеством. В субботний год, когда земля оставалась без обработки, он мог тре­бовать уплаты долга только от чужезем­ца, но не от израильтянина. Вероятнее всего, что это – отсрочка платежа до сле­дующего года; этот закон всегда соблю­дался, даже после возвращения из вави­лонского плена. Должник обязан платить свой долг. При стесненных обстоятель­ствах они убегают от своих кредито­ров. Так, к Давиду, убегавшему от преследований Саула, присоединилось много должников. Для обеспечения долга заимо­давец мог требовать залог, однако, не слишком обременительный для должника. Он не имел права входить в дом его для выбора вещи. Считалось жестокостью брать вола у вдовы. Если в залог бра­лась одежда бедняка, то заимодавец обя­зан был возвратить ее до захода солн­ца. Иногда доходило до закладывания сво­боды своей или детей своих, что запреща­лось законом. С уплатой долга залог возвращался. При неуплате в срок кредитор или продавал залог или налагал арест на вещи должника, но второй путь считался крайностью и недостойным де­лом. Должника, по оговору кредитора, подвергали пыткам, чтобы узнать, где он скрыл свое серебро.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle