издательство П.П. Сойкина

Источник

Догматическое богословие

Догматическое богословие или догма­тика – наука, имеющая содержанием систе­матическое изложение христианских догма­тов. Для обозначения, какой именно цер­кви или какого исповедания излагаются догматы, присоединяются соответствующие эпитеты: православный, католический и др. Д. б. – излагает христианские догматы. Догмат δογμχ – греч. слово от глагола δοχεіѵ – думать, полагать, верить – обозначает собою мысль, вполне утвердившуюся в человеческом сознании, ставшую твер­дым убеждением человека, а также опре­делившееся твердое, неизменное решение человеческой воли. Сообразно с таким двояким значением этого слова древние писатели (Платон, Фукидид, Ксенофонт, Демосфен, Цицерон, Сенека, Полибий и Геродиан, а с их точки зрения и хри­стианские (св. Исидор, Ориген, Созомен) употребляли его для обозначения несомнен­но-истинного и бесспорного основополо­жения или правила, относящегося к фи­лософии теоретической и к законодатель­ству. Прилагая этот термин, они хотели указать, что, с одной стороны, известное религиозное или философское учение отно­сительно тех или иных предметов, на их взгляд, авторитетнее и выше, чем всякое другое мнение или воззрение, а с другой – постановления государственной вла­сти требуют безусловного подчинения им со стороны подданных. Христианские пи­сатели воспользовались этим термином для обеспечения истин откровенной рели­гии, хорошо выражающим свойства хри­стианской истины, как истины бесспор­ной и непреложной вследствие ее богоот­кровенного происхождения и как такой, которая общеобязательна для христиан. Однако, усвоивши слово «догмат», отцы и учители церкви стали называть оным не все без различия содержащиеся в от­кровении истины, но из богооткровенных – истины созерцательного или умозритель­ного характера, такие, далее, которые опре­делены и исповедуются общим голосом вселенской церкви, которые непременно должны быть соблюдаемы всяким христианином под опасением отлучения от об­щества христиан. Существенные признаки догматов: 1) умозрительность или созерца­тельность, 2) богооткровенность, 3) церков­ность и 4) общеобязательность для всех членов церкви. Умозрительный признак догматов показывает, что к ним от­носятся истины, содержащие учение о Боге и отношении Его к миру и человеку, исти­ны веры, которые должны быть усвояемы верою. Догматы христианской религии бого­откровенны, а потому и непререкаемы, и неизменны; они открыты Самим Богом сполна и однажды навсегда в св. Писании и Предании, переданы нам через единород­ного Сына Божия и возвещены апостолами. Потому-то отцы церкви называют христ. догматы также «догматами Божьими, И. Хри­ста, евангельскими, апостольскими» и то учение, которое не восходит к И. Христу или Его апостолам, не есть догмат веры. Догматы вследствие своего божественного происхождения безусловно истинны и не­преложны. Должную твердость человече­ским убеждениям относительно догма­тов веры придает их церковность, т. е. признание догматов таковыми вселенскою церковью, хранительницею и истолкова­тельницею божественного откровения для всех людей, которая соблюдается Св. Ду­хом, пребывающим с нею во век, так что не может ни погрешать, ни обма­нывать, ни обманываться. Поэтому догматы нередко назывались «догматами церкви». Догматы, далее, должны быть общеобяза­тельными правилами или законами для всякого верующего, не желающего отрекаться от Христа и отделяться от осно­ванной Им церкви и через то лишаться надежды на спасение. Таким образом, догматы – суть богооткровенные умозри­тельные истины, содержащие в себе уче­ние о Боге и Его отношении к миру и че­ловеку, хранимые, определяемые и препо­даваемые православной церковью, как не­пререкаемые, неизменные и обязательные для всех верующих правила веры, а систематическое изложение их, выяснение и научное обоснование составляет содер­жание Д. Б. Православное Д. Б. есть система православного христианского вероучения, т. е. учение о триипостасном Боге, Его свойствах и действиях в отношении к миру и к человеку. Все другие христиан­ские истины – нравственные, богослужеб­ные, канонические – имеют значение для христианина в зависимости от догма­тов, имеющих первостепенное значение. Церковь терпит в своих недрах греш­ников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы. Догматы веры в высшей сте­пени удовлетворяют потребности челове­ческого разума, отвечают на все его во­просы и запросы и имеют могуществен­ное влияние на религиозно – нравственную жизнь человека. Учения, отвергающие значение догматов в христианстве во имя нравственности или во имя религиозного чувства, односторонни и не выдерживают критики. Православная церковь признает, что в учении Христа и Его апостолов однажды навсегда дана потребная человеку в его земном бытии истина и не должно ожидать от Бога непосредственного от­кровения людям после И. Христа новых догматических истин. Все открытые Богом, через пророков и воплотившегося Сына Божия, догматы веры – останутся на все времена, пока будет существовать христианство; они представляют собой истину абсолютную, навеки неизменную, и потому не подлежат никаким поправ­кам, дополнениям и усовершенствова­ниям. Совершенно противоположно этой истине – учение римско-католич. богословия о догматическом развитии церкви, кото­рым признается качественное изменение догматов и количественное нарастание их в церкви. Но это учение не имеет оснований ни в Св. Писании, ни в древне­церковном учении, которые убеждают в верности истине православного воззре­ния. Православная церковь, признавая неиз­меняемость и неусовершаемость вероуче­ния со стороны содержания, однако, не от­вергает возможности некотоого рода усовершаемости в развитии его.

    Эту усовершаемость и развитие церковь полагает в точнейшем определении и объяснении или раскрытии одних и тех же неизменных в существе своем догматов – а не в умножении числа их и не в изменении самого содержания их по отношению к человеческому сознанию к усвоению и пониманию догматов людьми, которое бывает различно у разных людей и в каждом человеке в различ­ные возрасты жизни. Проходя, таким образом, через человеческое сознание, догматы неизбежно должны подвергаться видоизменениям, принимая разного рода конечные формы, в одно время – менее совершенные и определенные, в другое время – более. Такое развитие, точнее – рас­крытие догматов, действительно, имело место в церкви. Так как христианские догматы суть истины богооткровенные, вечные и разум человеческий не может ни изменять, ни усовершать их, так как они должны быть усвояемы верою, а не основываться на каких-либо опытных или рассудочных данных, тο возникает вопрос: возможна ли по отношению к ним научная и свободная деятельность разума, возможна ли наука о них? Под наукой разумеется исследование истины, приобретенной ли человеческим разумом или сообщенной откровением и отрицать уместность Д. Б., как науки, можно было бы только при условии ложности ее начал Истины, раскрываемые наукой о догматах, служат предметом веры, но вера не исключает сознательного усвоения и уяс­нения их и проникновения в их глубочайший смысл. Догматы могут быть рассматриваемы с разных сторон; от­сюда возникли разные деления догматов. Православное Д. Б. признает деление дог­матов на 1) общие и основные, иначе наз. членами веры, из которых каждый заклю­чает в себе по нескольку других дог­матов или же служит для них каким-либо основанием и 2) частные, выведенные из первых или на них основывающиеся. Это деление, объясняет нам, что, прини­мая члены веры, предлагаемые нам цер­ковью в символе веры, мы уже тем самым обязываемся принимать и все частные догматы, какие выводит из них церковь. Далее, делят догматы на 1) непо­стижимые для разума или чистые, так как они основаны на одном только сверхъестеств. откровении и 2) постижимые для него или смешанные, так как они нам известны не только из откровения сверхъестеств., но вместе из естеств. разума; различают также догматы рас­крытые и нераскрытые церковью, но это относительно; догматы общие у православ­ной церкви с другими церквами и ее особенные. С другими науками Д. Б. нахо­дится в тесной связи: одни из них дают материал для Д. Б. (науки о Св. Писании и св. Предании, Церковная История, Основн. и Сравнительное Богословие); для других Д. Б. само служит основой (Нрав­ственное Богословие, Литургика, Гомилетика). В истории развития науки Д. Б. различают 3 периода: 1-ый от учеников мужей апостольск. до появления системы Д. Б. св. Иоанна Дамаскина (730–750 г.), 2-ой период – от св. И. Дамаскина до митропо­лита киевского Петра Могилы (1631–1647 г.) и 3-ий период – с половины XVII века до наших дней. В 1-м периоде был выработан научный способ (метод) и по частям изъяснено все содержание науки. Начало научного способа исследования было вызвано переходом в недра Церкви Христовой ученых язычников, как св. Иустин философ, Аристид, Татиан и др., появлением врагов христианства в лице языческих мудрецов, появлением еретиков, принявших христианство, но не умевших отказаться от своих преж­них философских убеждений. За первыми трудами св. Иустина и др. последовали работы, св. Иринея, Тертуллиана и Оригена в III веке, в IV веке появились 18 огла­сительных и 5 тайноводственных по­учений св. Кирилла Иерусалимск., большое катехизич. слово св. Григория нисского, сокращенное изложение божеств. догматов блаж. Феодорита и сочин. блаж. Августина «О граде Божием». Этот период несра­вним ни с каким другим по отношению к содержанию науки: тогда исследованы, утверждены и ограждены со всех сторон самые ее начала, тогда рассмотрены и все частные догматы. Второй период откры­вается появлением замечательнейшего в древности произведения св. И. Дамаскина «Точное изложение православной веры», представляющего собой не совокупное изло­жение догматов, а научную догматическую систему, строго верную духу древней все­ленской церкви. Пример св. И. Дамаскина не нашел себе последователей ни на западе, ни на востоке. С конца IX века и особенно с половины XI века западная церковь, увлекшись духом нововведения и возведши на степень догматов некотор. частные мнения, изменила древней церкви и отделилась от православн. востока. На западе возникла и утвердилась схоластика, а на востоке – Догматика Дамаскина пользо­валась заслуженным вниманием. Появив­шиеся затем «Догмат. Паноплия правосл. веры» монаха Евфимия Зигабена, «Сокро­вище правосл. веры» Никиты Хониата и «Церк. разговоры о вере Христа» Св. Си­меона, архиеп. Солунского – были ниже Дог­матики Дамаскина. 3-ий период начался с падением Греции, в русской церкви, когда митропол. киевский, Петр Могила, основал Коллегию, где Д. Б. стало препо­даваться в обширности. Вначале Д. Б. преподавалось в схоластическом духе, как на западе; первый отделил Д. Б, от Нравств. Богосл., как особенную науку, Феофан Прокопович; за ним вслед идет целый ряд выдающихся систематиков, как Георгий Конисский, Ириней Фальковский, Горский и др. С половины XVIII века обнаружилось сильнее стремление к освобождению от западной схоластики и стали появляться изложения догматов не на латинск. яз., а на русском. Таковые были системы: митр. моск. Платона, арх. Макария, митр. моск. Макария, архиеп. черниг. Филарета, еписк. Сильвестра, прот. Малиновского и мн. др. Тогда же стали появляться и догматические исследования по частным вопросам, при чем многие из них, как сочин. Стефана Яворского и др., важны и для нашего времени.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle