издательство П.П. Сойкина

Источник

Деллингер

Деллингер, Игнатий – известный немецкий историк церкви, родоначальник и вождь старо-католицизма. Сын проф. медицины при вюрцбургск. унив., род. в 1799 г., в детстве и юношестве основа­тельно изучил франц., италья., английский и испанск. языки; в универ. занимался историей и естествознанием, очень увле­кался энтомологией; избрал духовное звание под влиянием сильных церковно-ре­лигиозных движений того времени и в 1820 г. он поступил в дух. семин. в Бамберге. В 1822 г. Д. был посвящен в сан священ. и назначен проф. цер­ковной истории и церковного права в ли­цей в Ашаффенбурге. В 1826 г. за сочи­нение «Евхаристия в первые 3 века» по­лучил степень доктора богословия, в 1827 г. занял кафедру в мюнхенском унив. В 1833–35 гг. он издал свое «Руководство к церковной истории», доста­вившее ему имя. В 1836 г. познакомился с англ. богословом Вайземаном, кото­рый хотел сблизить англ. и нем. духовен­ство. С этой целью Д. ездил в Англию, слава и популярность его там была очень велика, получил приглашение в одну из англ. коллегий, но пожелал остаться в Германии. В 1837 г. Д. стал главным библиотекарем универс., в 1838 г. был избран членом акад. наук. С этого времени занялся изучением истории средне­вековых ересей, принимал видное уча­стие в решении церковно-практических вопросов, в результате чего им было написано соч. «О смешанных браках». В 1846 г. он издал большое соч. «Ре­формация, ее развитие и ее значение для лютер. исповедания», в котором пришел к выводу, что реформация имела своим основанием нестроения церкви из-за папства, вследствие чего Д. стал пропаган­дировать идею национальной церкви, всту­пив в борьбу с иезуитами. В 1851 г. он написал сочинение «Ипполит и Кал­лист», затем соч. «Дунс Скотт», в котором высказался против учения о непорочном зачатии Богоматери. Однако в 1854 г. мнение иезуитов восторжество­вало и было провозглашено urbi et orbi в качестве догмата римской церкви. Ожидая дальнейшего провозглашения догмата папск. непогрешимости, Д. задумал обширную «Историю христ. церкви», где думал изло­жить историю папства, но не осуществил, выпустив несколько отдельных сочинений, составивших 2 начальных отдела. В дальнейших своих сочин. Д. указал на вероятность уничтожения церковного государства и светской власти папства. На мюнхенском конгрессе ученых Д. боролся за свободу науки. Когда возник во­прос о ватиканском соборе для уста­новления догмата папской непогрешимости, Д. открыто выступил против этой затеи и благодаря этому стал родоначальни­ком старо-католического движения, желав­шего возвратить церковь к ее первона­чальным основам и устранить все позд­нейшие наслоения. Его подвергли отлучению, но это еще больше увеличило его славу и удивление к его личности, многие универс. преподнесли ему почетные степени. Умер Д. в 1890 г., 90 лет от роду, оставив по себе имя славнейшего в XIX в. борца за церковную правду.


Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Комментарии для сайта Cackle