Дания
Дания. Первый христианский миссионер Д. был Виллиброрд Ансгарий, пришедший около 800 г.; окончательное же обращение Дании в христианство совершено было в царствование Канута В. английскими священниками и монахами в XI в., которые и устроили датскую церковь, причислив ее сперва к гамбурго-бременской архиепископской кафедре, но в 1104 г., благодаря настояниям датских королей, была учреждена для датчан самостоятельная архиепископская кафедра в Лунде. Находясь далеко от главного центра дух. жизни, Дания легко могла противостоять притязаниям папы, и прежде других государств могла принять реформацию, введенную в 1536 г. Все делалось по настоянию и побуждению королей, придавших религии в XVII в. самую строжайшую и ортодоксальную форму лютеранства. Религия не существовала, ее место заняла церковь, создавшая много формул, много споров. В XVIII в. приходят в Д. пиэтисты и вводят самые строгие требования в вопросах религии. Их тяжелое влияние сказалось в том, что народ пробудился и искал выхода народившимся требованиям религии. На смену пиэтистам выступают в конце XVIII в. рационалисты, отрицавшие церковь, священников, проповеди. После долгой борьбы, датская церковь была освобождена от этого влияния. В вероисповедном отношении Д. делится на евангелических лютеран, реформатов, англикан, методистов, ирвингиан (католическая апостольская церковь), баптистов, римских католиков, православных, различные христианские секты, евреев, мормонов, безрелигиозных. Богословская и религиозная литература Д. известна повсюду; знаменитый богослов ее, епископ Мартенсен пользуется большим значением, произведения его переведены почти на все европейские языки.